Какие птички прилетают весной первыми. Какие птицы прилетают по весне

На этот вопрос можно корректно ответить по крайней мере с трех разных позиций. Эти ответы будут дополнять друг друга и потому в равной степени важны. Во-первых, каков механизм этого явления? Во-вторых, зачем птицы это делают - в чем значение (функция) этого поведения? И, наконец, как вообще произошло так, что птицы куда-то улетают, а потом возвращаются (то есть каково происхождение и эволюция этого явления)? Ниже вкратце рассмотрим эти три аспекта.

Как?

Если содержать перелетных птиц в неволе, то в период обычных сезонных миграций они испытывают беспокойство. Такое состояние было названо миграционным. В это время, например, можно наблюдать нетипичную активность по ночам. А связано это с тем, что мелкие птицы летят в основном ночью. То есть они как бы пытаются реализовать свою тягу мигрировать даже в том случае, если им (в неволе) этого сделать не дают.

Более того, птицы стараются ориентироваться в ту сторону, куда они в норме должны лететь. Эта особенность широко используется при изучении ориентации птиц с помощью так называемых круглых клеток , или клеток Крамера , названных в честь немецкого орнитолога Густава Крамера (Gustav Kramer). В таких клетках (круглой формы) по периметру расположены жердочки, а одна жердочка находится в центре клетки. При прыжках птице удобнее прыгать с центральной жердочки на одну из периферийных. По тому, куда ориентирована (по сторонам света) наиболее часто посещаемая периферийная жердочка определяют, в какую сторону птица «хочет» мигрировать.

Итак, желание мигрировать на юг (осенью) или возвращаться домой (весной) проявляется у птиц даже тогда, когда им не дают это сделать. То есть миграционное состояние, по сути дела, явление инстинктивное. Запускается оно у наших птиц главным образом соотношением между темным и светлым временем суток (так называемым фотопериодом). Определенное значение этого параметра является своеобразным триггером миграций. Это показано, в том числе, экспериментально.

Зачем?

Теперь посмотрим, зачем птицам надо возвращаться домой. В чем смысл (функция) этого? Как это помогает им выживать? Ведь чтобы сформировался инстинкт, о котором шла речь в предыдущем подразделе, он должен иметь какую-то ценность - иначе он бы просто не возник.

В жизни птиц можно выделить несколько периодов. Они повторяются каждый год, поэтому обычно говорят о годовом цикле. В типичном случае годовой цикл выглядит так: гнездование, линька, осенняя миграция, зимовка, весенняя миграция, снова гнездование и далее «по списку». Все названные периоды важны, но особое значение имеет гнездовой. В это время птицы выводят потомство, от них требуется масса дополнительных затрат - как времени, так и энергии. Поэтому успешно размножаются лишь те особи, которые делают это в благоприятных для них местах, к которым они лучше всего приспособлены.

Почему же наши птицы обычно не гнездятся, например, в тропиках? Здесь две главных причины. Во-первых, они недостаточно хорошо приспособлены к тамошним условиям. То есть они могут жить там, добывать себе пищу, даже петь, но на большее их не хватает. Трудно найти подходящее место для гнезда, трудно выкормить птенцов и т. п. А во-вторых, в тропиках масса местных оседлых видов, которые «переигрывают» мигрантов в конкурентной борьбе - как в прямой (например, за гнездовые убежища), так и в косвенной (за пищу).

Но бывает и так, что наши северные птицы и где-то далеко на юге находят подходящие для себя условиях и остаются там гнездиться. В некоторых случаях это может даже со временем привести к появлению новых форм. Хороший пример - утка-кряква (Anas platyrchynchus , рис. 1), обычная в средней полосе России, и в том числе в черте Москвы. А кроме этого, она гнездится по всей Северной Америке и Евразии, от тундр до субтропиков. Так что этот вид очень пластичен. Поэтому, быть может, и не удивительно, что некоторые популяции, попав в ходе миграций на тропические острова, остались там жить и стали оседлыми.

Сейчас такие формы считают даже отдельными (но близкими) видами. Это гавайская кряква Anas (platyrhynchus ) wyvilliana и лайсанский чирок Anas (platyrhynchus ) laysanensis , оба вида - с Гавайских островов (рис. 2).

Бывают и еще более интересные исключения. Одно из них - черный шелковистый свиристель (Phainopepla nitens , рис. 3), обитающий в Северной Америке. Эта птица умудряется гнездиться дважды в году. Весной она выводит птенцов в штате Калифорния. А к осени мигрирует в штат Колорадо. Здесь она гнездится еще раз. Такое гнездование в двух разных местах - уникальный случай у птиц. Так что, как это вообще характерно для зоологии, имеются лишь общие тенденции или правила с множеством разных исключений.

Наконец, надо коротко рассказать, зачем птицы вообще улетают зимой в теплые края. Главнейшая причина - нехватка пищи. Поэтому в первую очередь улетают те виды птиц, которые питаются открыто живущими насекомыми. Зимой такую пищу, конечно же, не найти. Так что они мигрируют, можно сказать, вынужденно. Те же виды, которые могут найти себе корм и зимой, остаются в наших краях. Это, например, синицы, ловко выискивающие спящих насекомых в различных щелях и разнообразящие свой рацион семенами. Или большой пестрый дятел (Dendrocopos major ), питающийся зимой семенами ели и сосны.

Почему?

Но почему птицы, которые гнездятся в северных широтах, а зимуют в тропических, делают именно так, а не иначе. Почему бы им, например, не гнездиться зимой в тропиках, а летом не отправляться отдыхать на север? Для ответа на это необходимо рассмотреть также эволюционный аспект. А именно - историю расселения видов.

Дело в том, что многие виды наших птиц имеют южное происхождение. Все они - выходцы из Африки или Южной Азии. В ходе своей эволюционной истории они постепенно расселялись из этих областей. Формировались новые популяции и виды, адаптирующиеся к новым, более северным, условиям. Столкнувшись в новых условиях с неблагоприятной обстановкой зимой, эти птицы вынуждены были мигрировать на юг. И путь этот пролегал в те районы, откуда эти виды изначально произошли. Своего рода историческая память. Поэтому существует известная аналогия, что путь миграции в общих чертах повторяет путь расселения вида. Конечно, не стоит точно связывать район зимовок и район, откуда началось расселение. Соответствие здесь есть, но оно примерное. Так, если вид зимует в тропической Азии, можно говорить о его азиатском происхождении, но вовсе не обязательно тропическом.

Районы зимовок могут оставаться консервативными, даже если это и не очень удобно. Такова, например, ситуация с овсянкой-дубровником (Emberiza aureola ) - азиатским видом, недавно расселившимся в Европу, вплоть до Прибалтики. Конечно, европейским птицам короче было бы летать на зимовку в Африку, тем не менее они «по старинке» летают в юго-восточную Азию - как и птицы из Сибири и Дальнего Востока (рис. 4).

Дубровник лишь недавно стал гнездиться в Европе. Но большинство других видов, более давних выходцев из Азии, со временем поменяли места зимовок. Европейские популяции стали проводить зиму в Африке - что, очевидно, и ближе, и удобнее.

Таким образом, история вида также важна для понимания того, как он ведет себя сейчас. Но ни один из трех аспектов (механизм, функция, эволюция), взятый в отдельности, не может ответить на поставленный вопрос. И лишь в совокупности они рисуют цельную картину того, зачем и почему птицы возвращаются весной назад.

Ответил: Алексей Опаев

Наступление весны влечёт за собой значительные перемены в пернатом населении наших садов, лесов и полей. С появлением первых проталин и вплоть до середины или конца мая одна за другой возвращаются на родину наши перелётные птицы, проводившие зиму в более южных краях.

Так как прилёт их совершается в определённой последовательности и растягивается на целых два месяца, то внимательный наблюдатель, уже несколько присмотревшийся к птицам, которые у нас зимуют, весной может постепенно пополнять и расширять своё знакомство с миром птиц, по мере того как они будут появляться в наших краях; следовательно, конец зимы и весна создают наиболее благоприятные условия для изучения наших пернатых.

Первыми из перелётных птиц возвращаются к нам грачи, появляющиеся в средней полосе СССР около середины марта, когда земля местами освобождается от снежного покрова и грачи получают возможность копаться в ней большим и сильным клювом в поисках червей, личинок, слизняков и семян растений. Приблизительно на неделю позже и вторым по очереди является к нам скворец - одна из полезнейших птиц, истребляющая множество вредных насекомых и их личинок.

В начале апреля прилетают полевые жаворонки и начинают кормиться по проталинам прошлогодними семенами различных травянистых растений. Вскоре за ними являются чижи, а затем зяблики и коноплянки. Появление зябликов легко наблюдать и в городе: зяблик - заметная (чуть крупнее воробья) и красивая птичка с красноватым горлышком, постепенно переходящим в лиловатый оттенок груди, и с двумя широкими и резкими полосами на крыльях, поселяющаяся не только в лесах, но и в садах и на бульварах города и оживляющая их своей мелодичной песенкой с характерным росчерком в конце.

Эта песенка (которую приблизительно можно передать как «чив-чив-чив-чив-чав-чав-чав-чав-чав-чи-чью») служит характерным признаком вполне установившейся весны, когда у нас оказываются в сборе все птицы, которые находят себе корм на поверхности земли, только что освободившейся от снежного покрова. Чаще всего это зерноядные птицы, н только более крупные из них, обладающие длинным и сильным клювом (грачи, скворцы), способны рыться в земле и извлекать оттуда слизняков, червей и насекомых.

Птиц, которые питаются ползающими и летающими насекомыми, в первый период весны у нас ещё нет, - в это время они ещё не могли бы найти себе корм. Из насекомоядных птиц раньше других появляются, белые трясогузки, легко узнаваемые по длинному хвосту, которым они размахивают вверх и вниз при каждой остановке; прилетают они к тому времени, когда на солнцепёке уже греются пробудившиеся после зимнего оцепенения мухи и другие перезимовавшие насекомые, составляющие единственную пищу трясогузки.

Вскоре после появления белых трясогузок начинается так называемый валовой прилёт птиц, который приходится у нас на середину и конец апреля и начало мая; в это время к нам прилетают дрозды (несколько видов), зарянки, горихвостки, утки, гуси, журавли, чайки, кулики, дупеля, бекасы, вальдшнепы и многие другие, преимущественно болотные и водоплавающие птицы.

Насекомоядных птиц (в это время ещё немного: мир насекомых в апреле даёт ещё слишком мало добычи, в особенности для птиц, которые уже по строению тела не могут обшаривать стволов и веток или копаться в земле, а должны хватать насекомых на лету.

Эти птицы - стрижи, ласточки (рис. 232), козодои, пеночки, варакушки, кукушки, соловьи, мухоловки, славки, иволги, камышёвки и другие - прилетают только в последний период весны - с начала мая до половины июня, то есть в то время, когда весна окончательно вступает в свои права и насекомые появляются в изобилии.

Крылатые странники

Сроки прилета и отлета птиц

Сроки прилета и отлета различных видов птиц имеют не только познавательный, но и некоторый практический интерес. Особенно это касается времени прилета. От хода весны зависят сроки полевых работ, а во многом и судьба урожая. В народе сложилось множество примет, предсказывающих погоду весной и летом. Многие из них связаны с птицами по ходу весенних явлений в жизни птиц можно определить скорость таяния снега, условия пахоты и сева, урожай кормов и многое другое. Дружный пролет птиц говорит о предстоящей дружной весне; пролет стай на большой высоте - о предстоящем обильном половодье; ранний прилет журавлей - о дружной спорой весне; жаворонков - о теплой весне. Считалось, что если водоплавающие птицы прилетели жирные, неотощавшие - весна будет холодная и долгая.

Прилет некоторых обычных видов птиц определял срок начала многих сельскохозяйственных работ точнее, чем календарные даты. Например, прилетели грачи - огородникам пора ремонтировать парники, готовить семена; появились жаворонки - доставай ульи. Через сорок дней после прилета скворцов начинали сеять гречу, а с появлением чибисов отбирали семена репы для посева. После прилета стрижей в конце мая полагалось сеять лен. Возвращение птиц было признаком важных для земледельца перемен в природе. Прилет жаворонков означал начало очищения полей от снега, появление многочисленных проталин. Он совпадал с благовещением (7 апреля), когда полагалось выпускать на волю птиц из клеток и печь "жаворонки". После прилета зябликов обычно наступает небольшое похолодание. С прилетом трясогузок вскрываются реки. Появление чаек означает скорое окончание ледохода, а возвращение стай чибисов связывают с началом обильного половодья.

Известный русский фенолог и натуралист Д. Н. Кайгородов в начале нашего столетия организовал целую сеть корреспондентов-наблюдателей, собиравших данные о ходе весеннего прилета обычных известных видов птиц лесной полосы России. На основании анализа и обобщения более 25 тыс, наблюдений он отмечал на карте места одновременного появления весной грачей, аистов, кукушек и других птиц. Линии, соединяющие эти места,- изохроны - показывают особенности хода весеннего пролета, его скорость, направление, связь с изменением температуры воздуха и других метеорологических условий. Например, грачи возвращаются ко всем гнездовьям в европейской части СССР всего за 5 недель. Они движутся с юго-запада на северо-восток со скоростью в среднем 55 км в день. Кукушка пролетает примерно 80 км за сутки, белый аист - 60 км. Чем больше наблюдений ляжет в основу таких расчетов, тем точнее они окажутся. К сожалению, число добровольных корреспондентов, снабжающих точными фенологическими данными специалистов-орнитологов, сейчас резко сократилось. А ведь они могли бы принести неоценимую пользу и орнитологам, и специалистам сельского хозяйства, оказать существенную практическую помощь в оценке изменения природных условий больших территорий за ряд лет, в прогнозировании сроков сева и уборки урожая в различных районах и т. п. Школьный календарь природы - это продолжение и развитие народного календаря, до сих пор помогающего земледельцам в борьбе за урожай. В 20-х годах календарь прилета птиц тщательно вели на Биостанции юных натуралистов в Сокольниках (Москва) и передавали в Управление агрометслужбы Министерства сельского хозяйства СССР.

Сведения о наступлении различных сезонных явлений в природе, в том числе прилета и отлета массовых видов птиц, поступающие от учреждений и отдельных корреспондентов, регулярно публикуются Гидрометеоиздатом за периоды в 10-12 лет.

Каждый конкретный год даты прилета птиц немного отличаются от средних многолетних: одни - больше, другие - меньше. Можно рекомендовать задание для членов биологического кружка: проследить, когда они первый раз в году встретили ту или иную птицу, и сравнить это число со средней датой прилета, указанной в таблице, а затем подумать, чем можно объяснить ее сдвиг. Прилет идет обычно несколькими "волнами", а между ними наступают периоды относительного затишья.

Даты прилета массовых видов птиц в европейской части СССР, приметы весны и сроки главных сельскохозяйственных работ. Таблица 2.
Волна прилета Вид птиц Дата прилета (средняя многолетняя) Приметы весны или вид сельскохозяйственных работ
I Грач 18-19.III Подготовительные работы
II Скворец 30.III Подготовительные работы
Зяблик 30.III Кратковременное похолодание
Жаворонок 1.IV Появление проталин на полях
III Белая трясогузка 5.IV Начало ледохода
Чибис 5-7.IV Подготовка семян для огорода
Чайка озерная 8.IV Конец ледохода
Зарянка 8.IV Конец ледохода
IV Горихвостка 17.IV
Утка-кряква 18.IV
Журавль серый 18.IV
Пеночка-теньковка 18.IV
Мухоловка-пеструшка 19.IV Начало пахоты
V Кукушка 27-30.IV Заметное потепление
Пеночка-трещотка 27-30.IV Начало посева овощей (моркови, свеклы)
Пеночка-весничка 27-30.IV
Вертишейка 29.IV
Ласточка-касатка 30.IV Посевная
VI Славка-черноголовка 5.V Разгар посевной
Серая мухоловка 8.V Разгар посевной
Соловей 8-10.V Разгар посевной
Пересмешка 11.V Разгар посевной
VII Иволга 16.V Посадка огурцов, капусты, гороха
Сорокопут-жулан 21.V Посев ячменя и льна
Чечевица 21.V Посев ячменя и льна
Коростель 21.V Посев ячменя и льна
Перепел 21.V Посев ячменя и льна
Стриж 21.V Посев ячменя и льна

Наблюдения за пролетом птиц можно вести в любой точке средней полосы, но лучше на одном из малых или больших пролетных путей - на побережье водоема, полосе леса среди открытых пространств, в долине, на опушке лесного массива. Можно наблюдать пролет и просто на городской окраине, а в разгар его - и из окна многоэтажного дома. Хорошо бы иметь бинокль, хотя бы театральный. В определенный час (лучше рано утром) несколько дней подряд интересно подсчитывать, сколько и каких птиц видели пролетающими мимо. Такие наблюдения позволяют проследить за динамикой пролета нескольких видов (начало, разгар, окончание), за сменой одних птиц на пролете другими, за общим окончанием интенсивного пролета. Разумеется, наблюдать надо ежедневно, терпеливо и при этом уметь различать на расстоянии обычные виды птиц (рис. 13).

Рис. 13. Силуэты птиц в полете (по Сунгурову, 1960):
1 - стриж; 2- деревенская ласточка; 3 - чайка; 4 - воробей; 5 - хохлатый жаворонок: 6 - трясогузка; 7 - щурка; 8 - скворец; 9 - дрозд; 10 - сыч; 11 - ястреб-перепелятник; 12 - куропатка; 13 - галка; 14 - фазан; 15 - большой кроншнеп; 16 - грач; 17 - городская ласточка; 18 - бекас; 19 - пустельга; 20 - сорока; 21 - чибис; 22 - вальдшнеп.

Федосеева Светлана
Конспект занятия «Перелетные птицы»

МКДОУ Шубинский детский сад

воспитатель : Федосеева С. И.

Тема : «Перелетные птицы » .

Цель : расширять представления о перелетных птицах .

Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни.

Познакомить детей с понятием "перелётная птица "

Развивать речь детей обогащать новыми словами (скворечник, перелётная птица , логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам .

Образовательная область : Познание (ознакомление с окружающим) .

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие. Дидактические игры : «Собери птицу »

Речевое развитие. Д/И «Опиши птиц » , «Как зовут птенца»

Физическое развитие. Физминутка.

Социально-коммуникативное развитие. Д/у «Как вести себя в лесу» Художественно-эстетическое развитие. Просмотр презентации «Перелетные птицы » .

Формы непосредственной образовательной деятельности :

познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование, коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор, игровая (игры с правилами, дидактические игры) .

Формы организации : группа.

Предварительная работа : рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами .

Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.

Ход НОД:

Воспитатель : ребята сегодня у нас не обычное занятие , к нам гости пришли. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными активными.

День сегодня необычный удивить хочу я вас, что-то очень интересное показать хочу сейчас. (показ фильма) .

Воспитатель : Весной, ребята, природа оживает, просыпается от зимней спячки. Что происходит в природе?

Д/и «Нарисуй весну»

называть приметы весны нужно с таких слов «Весна –это когда

Дети : Ярче светит солнце, тают холодные снега. На деревьях набухают почки. Прорастают первые цветы (подснежники) . От зимней спячки просыпаются звери (медведи, ежи, зеленеет травка, щебечут птицы , тает снег)

Воспитатель : А ещё весной прилетают птицы . А вы знаете где они были?

Почему птицы улетают в теплые края? Дети : Потому что становиться холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений. Скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм..

А как называются птицы , которые прилетают к нам из тёплых краёв? !

Дети : Перелётные птицы .

Воспитатель : Какие птицы называются «перелетные » ?

Воспитатель : Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты , поэтому их и назвали перелетными . Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются , чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

Воспитатель : Первая перелетная птица прилетает… - грач . (слайд) . Опишите, какой он.

Дети : Грач крупная птица . Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.

Воспитатель : У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда (слайд, чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.

Воспитатель : Следующие птицы прилетают – скворцы . (слайд) Они прилетаю позже, чем грачи. Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.

Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.

Воспитатель. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике. (слайд)

Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.

Физминутка «Скворечник» .

Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки) .

Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей) .

Прилетайте птицы в гости –к нам , -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе) .

Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз) .

Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки. (слайд) Опишите, ребята, ласточку, какая она?

Дети : Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.

Воспитатель. Они тоже строит гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом. Как вы думаете для чего птицам гнёзда ?

Дети : выводить птенцов.

Д/И «Как зовут птенца»

Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах , проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц .

Д/и «Собери птицу » Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.

Итог НОД.

Воспитатель : Для чего нужны птицы ?

Дети : Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.

Надо ли охранять и беречь птиц ? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц ; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы .

Воспитатель : Вы должны помнить :

Что птиц , не надо ловить,

Надо птиц всегда любить .

Птичьих гнёзд не разорять,

Зимою птицам помогать ,

Их жалеть, оберегать.

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вам понравилась наша работа? О каких птицах мы беседовали ?

Почему этих птиц называют перелётные птицы ? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга)

Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной прилетают грачи)

Какие ещё птицы прилетают весной ? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)

В какие игры играли? Что понравилось?

У меня для вас сюрприз шаблоны птиц .

В большом птичьем мире есть перелетные и неперелетные птицы. Для перелетных смена времен года это подготовка к большому путешествию, а для неперелетных птиц, наступление холодного сезона становится долгим и трудным временем, чтобы перезимовать эту непростую пору.

Весна

Птицы весной

С приходом первых теплых дней перелетные птицы возвращаются в родные края. Дома их ждет много работы: строить гнезда и выводить птенцов.

Самыми первыми в места своего обитания возвращаются трясогузки. Они особо пунктуальны, поэтому никогда не пропускают начавшийся ледоход.

В то время, когда земля почти освободилась от тяжелого снежного покрова, уже прилетели грачи. Они самыми первыми выводят птенцов, именно поэтому в марте их гнезда уже построены.

Также ранними перелетными птицами являются скворцы и жаворонки. Первая песнь жаворонка является свидетельством того, что холода больше не наступят. Как правило, первыми возвращаются самцы, а уже после - самочки. А последними из скворцов и жаворонков возвращаются те, кто задержался или заблудился в пути.

Птицы возвращаются домой из теплых краев не из-за того, что там нечем питаться. Все дело в инстинктах пернатых. Их тянет на Родину желание размножаться.

Перелет птиц в родные края проходит намного быстрее отлета. А все дело в том, что они спешат на вывод своих детенышей, который не терпит промедления.

Можно примерно определить периоды прилета птиц на родные земли. В середине марта на Родину возвращаются грачи, а к концу этого месяца прилетают скворцы.

В начале апреля можно наблюдать жаворонков, лебедей, дроздов, зябликов и коршунов. В середине этого месяца прилетают гуси, утки, чайки, журавли и кулики. А в конце - пеночки, горихвостки, вальдшнепы и лесные коньки.

А вот май характеризуется прилетом ласточек, мухоловок, соловьев, стрижей и иволог.

Лето

Жизнь птиц летом

Основной задачей каждого вида пернатых на лето - вскармливание и приспособление птенцов к жизни. Если лето выдалось дождливым и прохладным, то жизнь птиц становится несколько сложнее. Птенцы умирают от простуд и голода. Да и сами родители находятся в большой опасности, пока льют дожди.

Засуха также не благоприятное состояние природы для пернатых. Для птиц, обитающих на болотах, засуха это катастрофа. В такие периоды болотные птицы вынуждены выходить на поиски нового места обитания. А если жаркие дни затягиваются, то начинает высыхать растительность. Такая ситуация опасна для всех видов птиц.

Главной задачей пернатых на лето - научить своих птенцов летать, чтобы осенью они могли улететь на юг со своими родителями.

Как правило, летние дни сопровождаются ранним рассветом и поздним закатом, поэтому день многих птиц становится длиннее. Так, например, гаички, они просыпаются с первыми лучами солнца, а засыпают на закате.

А песни горихвостки можно услышать в любое время суток, ведь она просыпаются еще до восхода солнца, а засыпает в сумерки.

В летнее время года птицы особенно активны и ведут привычный образ жизни. В лесах и степях охотятся дневные и ночные хищники. По улицам городов и деревень летают привычные нам обитатели людных мест.

Осень

Какие птицы улетают осенью, а какие остаются?

Почему птицы летят на юг? Потому что в зиму им не хватает пищи, и есть вероятность того, что их организм не перенесет сильных морозов. Перелетными птицами является большая часть обитателей тундры, а в тайге таковыми являются некоторые виды. Зависимость количества перелетных видов зависит от того, насколько пригодно место обитания в кормовом плане - хватает ли запасов пищи. Таким образом, получается, что половина лесных пернатых обитателей улетают на юг. А поля, болота и водоемы вовсе остаются зимовать без своих крылатых обитателей.

Перелетными птицами являются: зяблики, трясогузки, дрозды певчие, пеночки-теньковки и ласточки. Чибисы, коньки лесные, жаворонки, иволги, малиновки и горихвостки также предпочитают перелет на теплые земли.

Но есть птицы, которые способны стойко перенести холодные дни, их называют оседлыми. К таким пернатым относятся: дятлы, синицы, пищухи, поползни и сойки. Холодные дни не страшны глухарям, тетеревам и рябчикам. А птица клест вообще может вить гнезда зимой и выводить потомство.

Стоит выделить кочующие виды птиц. Они не улетают в теплые края, но все время перемещаются с места на место. Например, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири и многие другие.

Зима

Как зимуют птицы

Зима не является неожиданным периодом в жизни пернатых. Те, кто остается на зимовку, действительно готовы к суровым условиям. Птицы запасаются кормом и семечками. А временами выходят на поиски опавших сережек, шишек и орехов.

Так, например, сойки. Их зачастую можно увидеть на поисках желудей, даже картошки и зерна.

А у рябчика вырастает специальная бахрома на лапках, таким образом он может держаться за обледеневшие ветви деревьев.

Птицы, питающиеся почками, семенами и сережками более обеспечены пищей в зимний период. Таковыми являются - белые куропатки, рябчик, тетерева, глухари.

А вот птицы, предпочитающие употреблять семена и листву, всегда находятся в тяжелом поиске еды. Например, щеглы, коноплянки, чижи, чечетки. Этих птиц спасают лишь семена ели и сосен.