Чем личинка отличается от малька. Малек — это стадия развития рыбы

Личинки . Многие рыбы по выходе из икры настолько сильно отличаются от взрослых особей, что их с полным основанием следует рассматривать как личинок. Таковы личинки угря, отличающиеся высоким, сжатым с боков, совершенно прозрачным телом, большими глазами и присутствием на челюстях особых личиночных зубов.

Отличия их от взрослых угрей настолько велики, что долгое время их считали не только за особый вид, но даже род. Крайне своеобразна личинка морского черта, ведущая пелагическую планктонную жизнь, чему способствуют широкие выросты, поддерживающие ее тело во взвешенном состоянии. Очень своеобразны личинки камбал, имеющие в отличие от взрослых симметричное тело и плавающие не на боку» а обычным для рыб способом. Они имеют наружные перистые жабры, как личинки лепидосирена, протоптеруса и многоперых рыб.

Рост и возраст . По мере роста рыбы, как и все организмы, претерпевают изменения двух родов: изменяются как форма, так и размеры животного, т. е. происходит развитие формы и рост массы. Обычно эти два явления идут параллельно друг другу, но бывают и исключения. Так, при переходе личинок в молодых угрей происходит развитие формы, но не рост массы, которая сильно уменьшается; во время нерестового хода у лососей тоже происходит развитие формы, масса же уменьшается. Рост массы рыбы протекает неравномерно и зависит во многом от ее питания: летом, когда рыба усиленно питается, она растет быстро, зимой же рост ее задерживается.

Неравномерность линейного роста сказывается на скорости роста чешуи и костей. Зоны ускоренного роста сменяются зонами замедленного роста и в результате образуются так называемые годовые кольца. По числу колец можно определить возраст рыбы. Более того, по относительной ширине летних колец можно судить— хорошо или плохо росла данная рыба за ряд предшествующих лет. Эти вопросы имеют как большой теоретический интерес, так и огромное практическое значение, давая возможность узнать, в каком возрасте рыба данного вида становится половозрелой, в каком водоеме лучше питается и т. д. Например, этим способом было установлено, что судак мечет икру на третьем году жизни; северная часть Каспийского моря благоприятнее для молодых лещей, а южная — для более старых.

Наличие прямой зависимости между длиной рыбы и размером ее чешуи позволяет по ширине годовых колец рассчитать скорость роста за предыдущие годы). Для этого «обратного» исчисления употребляются особые приборы. Рыбы растут в течение всей жизни, но ближе к старости скорость роста замедляется. Однако для рыб каждого вида существуют свои пределы роста и продолжительности жизни. Вообще рыбы могут жить очень долго; так, белуга (из осетровых рыб) достигает возраста 120 лет, а возможно и более; арктические камбалы, судя по костям, могут жить по крайней мере до 60 лет, треска —до 15 лет, но многие мелкие рыбы живут только один год.

Стадии развития, которые претерпевает рыба для достижения взрослого возраста, делятся на эмбриональный и постэмбриональный периоды. Можно обозначить их как стадии икринки и малька. Эти два процесса связаны между собой, и от строения зародыша, естественно, зависит строение личинки рыбы. Таким образом, логично будет начать с момента оплодотворения яйцеклетки спермием - с чего и начинается развитие живых организмов.

Икринка — это малек в будущем

Стадия, предшествующая развитию личинки, - это стадия икры. У рыб чаще всего наружное оплодотворение, то есть самка откладывает (мечет икру), а самец оплодотворяет ее молоками. Впрочем, у некоторых видов, например, карпозубых: пецилий, гуппи, и самка по достижению развития икринок, выметывает уже сформированных мальков. От того, что представляет из себя икринка, очень зависит первое время развития личинки. Если на начальных этапах рыба будет существовать в среде бедной питательными веществами, икра, как правило, будет увеличена в размере. Мальку это дает преимущество в виде запаса питательных веществ в желточном мешке (располагается на брюшной его части).

Бывает, что икру рыбы мечут в тихих заводях, вдали от сильных течений и хищников, чтобы сберечь будущее потомство. Но в стоячих и теплых водоемах хуже растворяется кислород. Для того чтобы избежать кислородного голодания, в икре развивается пигмент (как правило каротиноидного типа), он позволяет сохранять и накапливать кислород личинке. Если же проблем с дыханием у икры не возникает, она чаще бывает прозрачной - так она меньше заметна в толще воды. В качестве защиты потомства, у икринки есть много решений. Икра может быть клейкой, цепляться за растения и естественные природные укрытия. Она может быть мелкой и незаметной или наоборот, крупной, обводненной, легко плавающей в потоках воды.

- рыбы. Их строение.

Из оплодотворенной икры рыбы при нормальном развитии живого организма выходит малек. Итак, что это малек в анатомическом плане, какие у него особенности строения? Представляет из себя он личинку рыбы. На его брюшной стороне можно увидеть желточный мешок. Плавники еще не разделяются на парные и непарные. Развитие пищеварительной системы не произошло в полной мере. Конечно, не развиты половые железы - гонады. В мальковом периоде развивается характерное покрытие тела: чешуя. Впоследствии происходит постепенное развитие всех органов и систем по образу взрослой особи.

Особенности развития

Этот период характеризуется наибольшим линейным и весовым ростом тела. Скорость развития даже внутри одного вида может значительно меняться и зависит от температуры, света, питания. Например, если освещенность и температура будут больше и достаточно питания, то достижение половозрелого возраста и развитие рыбы пойдет гораздо быстрее из-за ускорения обменных процессов.

Первое время питание малька происходит за счет материала желточного мешка. Далее он становится способен поедать рачков из планктона: дафний, циклопов и др. Чтобы перейти к питанию, характерному для взрослой рыбы, должно пройти какое-то время.

В течение развития личинка может меняться. Малек — это переходная форма к взрослой особи. Например, у камбалы он имеет сначала двустороннюю симметрию, а затем тело разделяется на две стороны: верхнюю и нижнюю. Глаз переходит на верхнюю сторону. У европейского угря, имеющего змеевидную форму, личинка первоначально имеет укороченное тело. А затем уже становится похожа на взрослый организм.

Забота о потомстве у рыб

Стратегии выживания у каждого вида разные. Общая цель одна: оставить как можно больше потомства, но идти к ней можно разными путями. Есть стратегия - откладывать как можно больше икры: например, атлантическая сельдь может выметать 100 000 икринок. С большей вероятностью из этого количества яйцеклеток выживет хоть сколько-нибудь особей.

Можно отложить небольшое количество икринок, но все их обхаживать. Например, тилапия переносит сначала икру, а затем детенышей у себя во рту. Уже выше сказано было о которые мечут небольшое количество уже сформированных личинок. Морские коньки прячут свое потомство на теле. Это мальки, которые выживут с большей вероятностью, значит количество выметанной икры можно уменьшить.

Из оплодотворенной икринки развивается личинка, отличающаяся от взрослых рыб формой тела и нередко наличием различных временных органов.

В зависимости от количества желтка желточный мешок сохраняется у личинок более или менее длительный срок. По окончании его рассасывания личинки большинства рыб приобретают внешний вид, характерный для взрослых особей данного вида; они переходят на активное питание и превращаются в мальков. У некоторых видов рыб этот процесс несколько затягивается.

Уже на стадии личинки начинается линейный и весовой рост рыбы. В этот период рост происходит в основном за счет рассасывания желточного мешка. При переходе на активное питание рост продолжается за счет пищи. Рыбы растут в течение всей жизни; вначале этот процесс протекает быстро, затем рост все более замедляется.

Помимо возраста рыбы скорость ее роста зависит от целого ряда факторов. Большое значение имеет количество и качество пищи; большинство рыб на более ранних стадиях развития нуждаются в большом количестве сравнительно однообразной пищи, для многих же взрослых рыб желательна смена кормов. Важную роль играет температура; как правило, чем выше температура, тем быстрее рост, доходящий до максимума в оптимальных для данного вида условиях и замедляющийся при дальнейшем повышении температуры, а затем полностью прекращающийся. Гидрохимические условия также влияют на скорость роста рыб. Не последнее место занимает и видовая принадлежность рыбы (рыбы разных видов растут при оптимальных условиях с разной скоростью).

Важно сочетание всех благоприятных факторов. Так, оптимальные температурные и кислородные условия без необходимого количества пищи или указанных факторов при неблагоприятных условиях рН будут недостаточны для нормального роста. При различном сочетании факторов, влияющих на рост может быть несоответствие между увеличением линейного роста (длины) и весом рыбы.

Развитие начинается с момента оплодотворения икринки и делится на два периода - эмбриональный и постэмбриональный; последний начинается после выхода личинки из яйцевых оболочек. Для нормального развития играют роль в основном те же факторы, что и для роста.

Однако значимость отдельных факторов для роста и развития рыб в отдельных случаях не совпадает. Так, при определенном кормлении может происходить нормальный рост, но развитие половой системы задерживается или совершенно прекращается (в результате ожирения). И, наоборот, часто наблюдается более быстрое созревание при задерживающемся росте.

При наступлении половой зрелости окончательно развиваются половые железы, выделяемые ими гормоны вызывают разлитие половых признаков. По этим признакам и отличают в большинстве случаев самцов от самок. К первичным половым признакам относятся копулятивные органы самцов живородок и цихлид, яйцеклады самок цихлид.

Развитие с возрастом рыб их половых желез вызывает часто появление вторичных половых различий в размерах тела, величине и форме плавников, очень часто в степени яркости и характере окраски. Многие вторичнополовые признаки в гораздо большей степени проявляются во время размножения; некоторые - только в период размножения (жемчужинки у золотых рыбок), это так называемый брачный наряд.

Большинство аквариумных рыб живут не более 3-5 лет, некоторые цихлиды - свыше 10 лет, золотые рыбки - несколько десятков лет. Некоторые виды икромечущих карпозубых, живущие в естественных условиях всего лишь несколько месяцев, в аквариуме живут несколько лет, Можно считать, что в аквариумах рыбы, как правило, в благоприятных условиях живут дольше, чем в природных. Здесь они лишены конкуренции и получают достаточное количество пищи. У бойцовых рыб замечено, что они живут значительно меньше при частых помещениях их на нерест.

Литература: Аквариумное рыболовство. Н. М. Ильин

Насекомые и их личинки, населяющие, пруды, являются врагами личинок и мальков рыб.

Размножаясь в больших количествах, насекомые нападают на мальков и личинок рыб, уничтожая их.

Плавунец (Dytiscus latissimus), полоскун (Acilius spec.) и водолюбы (Hydrophilidae) являются врагами рыб.

Большой урон они наносят в непроточных, выростных, мальковых прудах, уничтожая личинок и мальков карла, карася, белого и пестрого толстолобиков, белого амура и других видов рыб, посаженных на подращивание в эти водоемы.

Жуки-плавунцы и их личинки нападают на молодь рыб. В апреле-мае самка плавунца откладывает на стеблях или листьях растений яйца размером 2,25 мм, из которых через 2-3 недели выходят личинки. Они размножаются в больших количествах в прудах, нанося большой вред, уничтожая личинок и мальков рыб.

Клопы уничтожают в значительных количествах мелких водных животных и их Личинки, которые являются пищей для рыб. Кроме того, большой вред они на: носят в нерестовых прудах, уничтожая; личинок и мальков рыб. Размножаются клопы в водоемах в больших количествах.

1-2 - водолюб большой; 3 - его личинка; 4-5 водолюб малый; 6 - его личинка; 7-8 - плавунцы; 9 - их личинка; 10 - ильник; 11 - его личинка; 12 - полоскун; 13 - его личинка; 14 - тинник; 15 - его личинка; 16 - гребец; 17 - его личинка; 18 - пестрый гребец; 19 - его личинка; 20 - прудовик

К водным клопам относятся водомерка, плавт обыкновенный, водяной скорпион, ранатра, гладйпп, корикса.

Водяной скорпион (Nepa cinerea). Его укусы очень болезненны и для человека. Яйца откладывает в виде подвески на водные растения.

Плавт (Neucoris cimicoides). Клопообразный длиной 1,5 см, имеет веслообразные ноги, с помощью которых быстро плавает. Яйца цилиндрической формы откладывает в водоемах.

Гладыш (Notonecta glauca). Отличается от своих сородичей тем, что плавает на спине. Яйца самка откладывает на растениях. После выхода из яйца потомство похоже на взрослых особей, которые появляются в мае.

Следует отметить, что водяные клопы отлавливают личинок и мальков, но не съедают их, а всасывают. Борьбу с ними ведут путем осушения и известкования прудов.

Личинки стрекоз (Aeshana spec, и Libellula spec.) - опасные хищники для молоди рыб.

У личинок стрекоз имеется маска. Нижняя челюсть внезапно вытягнэается и хватает личинку или малька, после чего стрекоза измельчает жертву ротовым аппаратом и заглатывает ее. Все личинки стрекоз являются донными поселенцами, что затрудняет их уничтожение.

Здесь необходимо производить известкование и осушение водоемов, удалениеиз-них растений, на которые откладываются яйца стрекоз.

Планктон. Из всех планктонных беспозвоночных в прудах очень опасен для личинок карпа, белого и пестрого толстолобиков, белого амура и других видов рыб, которые еще питаются за счет желточного мешка - циклоп.

Попадая вместе с водой в инкубационные аппараты, он наносит значительный вред, нападая на личинок малоподвижных и беспомощных. Циклоп наносит ущерб и в лотках для подращивания личинок, и в нерестовых прудах. В связи с этим воду из водоемов необходимо пропускать через фильтры из-мельничного газа.

В больших количествах рыб уничтожают крысы, хорьки, кошки и многие другие животные.

Много вреда приносят и такие хищные рыбы, как Окунь, щука, ротан, американский сомик и др.

1 - клоп гладыш; 2 - водяной скорпион; 3 - плавт; 4 натра; 5 - личинка стрекозы: а, в - маска прижата; б,г маска выбрасывается

«Своя игра» по теме «Класс рыбы»

Урок-обобщение

Оборудование: настенные таблицы, муляжи мозга рыб, скелета костистой рыбы, аквариум с живыми рыбками.

ХОД УРОКА

Игра проходит в три раунда. Первый – репродуктивный (требует от учащихся воспроизведения материала, представленного в школьном учебнике). Второй – творческий (включает вопросы, прямых ответов на которые в школьном учебнике нет, поэтому необходимо привлечение сведений из дополнительной литературы). Третий – практический.
Каждый вопрос имеет свою категорию сложности и, соответственно, свою стоимость, выраженную в баллах. В зависимости от уровня подготовки класса может устанавливаться количество баллов, необходимое для получения той или иной оценки.
Продолжительность каждого раунда должна составлять 15–18 мин. Если ребята работают медленно, приходится разыгрывать не все вопросы.

Первый раунд

Категория «В чешуе, как жар горя...»

(внешнее строение рыб )

1. Почему рыба скользкая и ее трудно удержать в руках? (5 баллов. )

Ответ. Кожа рыб снабжена многочисленными одноклеточными кожными железами, выделяющими слизистый секрет. Эта слизистая пленка выполняет роль смазки, уменьшая силу трения рыбы о воду.

2. Бывают ли «голые» рыбы? Приведите примеры. (10 баллов. )

Ответ. «Голой» рыбой является, например, речной угорь. Его кожа покрыта только слизью. Не имеют чешуи речной сом, морская меч-рыба.

3. Какие функции выполняют плавники рыб? (15 баллов. )

Ответ. Спинной и анальный плавники препятствуют вращению рыбы вокруг продольной оси при поступательном движении; хвостовой плавник обеспечивает поступательное движение и служит рулем; парные плавники используются в поддержании равновесия, участвуют в поворотах. Кроме того, у разных рыб плавники могут выполнять разные функции. Благодаря плавникам рыбы могут передвигаться по дну (например, морской петух тригла, чешуйчатник), перелетать по воздуху (летучие рыбы), обеспечивать ток воды над икринками и т.д.

4. Какова связь между внешним видом и глубиной обитания рыб? Приведите три примера. (20 баллов. )

Ответ. Рыбы, передвигающиеся в толще воды, обычно имеют веретенообразное, хорошо обтекаемое тело. У многих рыб, обитающих на большой глубине, лентовидная форма тела (например, рыба-сабля). Донные рыбы часто имеют плоское, дискообразное тело, что обеспечивает большее соприкосновение тела с грунтом и уменьшение удельного давления толщи воды (камбала, морские языки). Цилиндрическое змеевидное тело угрей позволяет им быстро ползать по дну. Рыбы – обитатели верхних слоев воды – часто имеют темную спину, серебристые бока и брюхо. У придонных рыб верхняя сторона тела также темная, часто эти рыбы способны изменять окраску тела под фон грунта (например, камбала).

5. Что изображено на рисунке? (25 баллов. )

Ответ. Увеличенное изображение боковой линии рыбы.

6. Перечислите приспособления рыб к факторам водной среды. (30 баллов. )

Ответ. Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуй способствуют передвижению в водной среде, плотность которой больше, чем плотность воздуха. Жаберное дыхание позволяет использовать растворенный в воде кислород. Органы обоняния и вкуса рыб ориентированы на восприятие веществ, растворенных в воде. Органы боковой линии ощущают колебания воды, направление и силу течения. Многие рыбы имеют маскировочную окраску.

Категория «Сердце в груди»

(внутреннее строение рыб )

1. Какая кровь находится в сердце рыбы? (5 баллов. )

Ответ. Венозная. (Отвечая на этот вопрос, ученики могут найти ошибку на муляже, на котором сердце у рыбы окрашено в красный цвет. Хотя на самом деле в сердце рыбы находится венозная кровь, изображать которую принято синим цветом.)

2. Назовите отделы скелета костной рыбы. Какое значение они имеют? (10 баллов. )

Ответ. У рыбы различают скелет головы (череп), скелет туловища и скелет плавников. Скелет служит опорой для мышц и защитой для внутренних органов, головного и спинного мозга.

3. По рельефной таблице определите, сыта ли рыба, каков ее пол. (Стоимость данного вопроса учащиеся назначают сами. )

Ответ. По рельефной таблице можно определить, что рыба сыта, так как желудок у нее растянут и наполнен. На таблице изображена самка, так как виден яичник.

4. Известно, что все рыбы холоднокровны. Нет ли из этого правила исключений? (20 баллов. )

Ответ. При активном движении температура тела рыбы может повышаться за счет интенсивной работы мышц. Такой «саморазогрев» позволяет рыбе двигаться еще быстрее. Например, у быстро плывущего тунца температура тела на 14о выше температуры окружающей среды, что позволяет развивать скорость до 70 км/ч.

5. Расскажите о строении головного мозга рыб. (25 баллов. )

Ответ. В головном мозге рыб различают следующие отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Все отделы играют важную роль в жизни рыбы. Мозжечок, например, управляет координацией движения и равновесием у рыб. Продолговатый мозг играет важную роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.

6. Назовите сроки наступления половой зрелости у рыб. (30 баллов. )

Ответ. У различных видов рыб половая зрелость наступает в различные сроки. Более того, у одного вида наступление половой зрелости зависит от обилия корма, температуры окружающей среды и т.д. Например, плотва в Финляндии становится половозрелой в возрасте 5–6 лет, а в Южной Европе – в 3 года. Мелкие карпозубые рыбы созревают в возрасте 2–4 месяцев, щука – в 4 года, сазан – в 2–4 года, белуга – в 9–23 года, а севрюга – в 8–22 года. Самцы обычно созревают раньше самок.

Категория «Приплыла к нему рыбка...»

(поведение и размножение )

1. Каких рыб называют проходными? (5 баллов. )

Ответ. Проходными называют рыб, которые живут в море, но для нереста входят в устья рек и поднимаются вверх по течению. Таковы, например, волжская сельдь, семга, кета, горбуша и т.д.

2. Назовите живородящих рыб. (10 баллов. )

Ответ. Живородящи около 1% всех видов рыб, живущих на Земле. Живородящи многие акулы (например, акула-молот), скаты (манта). А из костистых рыб – некоторые карпозубые (гамбузии, гуппи, моллинезии), бельдюга, и др.

3. Чем отличается рыборазведение от прудового хозяйства? (15 баллов. )

Ответ. При рыборазведении из икры выращивают мальков и выпускают их в естественные водоемы. При прудовом хозяйстве из мальков выращивают товарную продукцию.

4. От чего зависит количество выметываемых рыбами икринок? Приведите три примера. (20 баллов. )

Ответ. Количество икринок обратно пропорционально степени родительской заботы о потомстве. Самая плодовитая – рыба-луна, она выметывает около 300 млн икринок, которые оставляет на произвол судьбы. Лососевые рыбы, закапывающие свою икру в грунт, выметывают около 2–4 тыс. икринок. Колюшки, строящие для своих малышей шаровидное гнездо, откладывают в него всего несколько десятков икринок.

5. Чем личинка рыбы отличается от малька? (25 баллов. )

Ответ. Личинки рыб малоподвижны и не питаются, а живут за счет запаса питательных веществ икринки. Когда этот запас кончается, они превращаются в мальков – маленьких рыбок, способных активно плавать и разыскивать корм.

6. Как часто размножаются акулы и скаты и насколько велик размер их потомства? (30 баллов. )

Ответ. Большинство этих рыб размножается один раз в год, а крупные виды – даже реже. Полярная акула, длина которой составляет примерно 8 м, откладывает около 500 некрупных яиц. Многие акулы и скаты живородящи. Наиболее многочисленное потомство вынашивают тигровая акула (иногда до 80 детенышей) и акула-молот (около 40 акулят).

Категория «Как прекрасен рыбий мир»

(многообразие рыб )

1. От какой рыбы произошли все породы золотых рыбок? (5 баллов. )

Ответ. От восточноазиатского серебряного карася.

2. Какие рыбы глотают пищу не целиком, а предварительно измельчают ее в глотке? (10 баллов. )

Ответ. Карпообразные – сазан, карась, плотва, лещ.

3. Какую необычную рыбу поймали в 1938 г. у берегов Африки. В чем ее своеобразие? (15 баллов )

Ответ. Кистеперую рыбу латимерию (целаканта). Ее можно назвать живым ископаемым. По морфологическим особенностям эта рыба мало отличается от кистеперых рыб, живших в мезозойскуюй эру. У нее всю жизнь сохраняется хорда. Головной мозг очень мал. В кишечнике хорошо развит спиральный клапан, а в сердце – артериальный конус. Плавательный пузырь сильно редуцирован. Плавники (особенно парные) похожи на мясистые, покрытые чешуей лопасти.

4. На каких рыб охотятся с лопатой и почему? (20 баллов. )

Ответ. Это двоякодышашие рыбы: африканские протоптеры и американский чешуйчатник, которые в период пересыхания водоемов закапываются в ил и впадают в спячку.

5. Назовите отряды подкласса лучеперых рыб. (30 баллов. )

Ответ. Осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, угреобразные, карпообразные, сомообразные, колюшкообразные и др.

Второй раунд

Категория I

1. Каким образом при движении рыб и головоногих моллюсков проявляется действие закона Ньютона? (5 баллов. )

Ответ. Работает 3-й закон Ньютона: отбрасывая воду назад, животное движется вперед.

2. Какая известная всем рыба меняет окраску под цвет дна? (10 баллов. )

Ответ. Камбала. Эта рыба может изменять свою окраску всего за несколько секунд. Подобная особенность – пример мимикрии.

3. Найдите ошибку на рисунке, на котором щука преследует окуня. (15 баллов. )

Ответ. Щука никогда не будет хватать окуня с хвоста, так как у этой рыбы часть плавниковых лучей имеет вид острых шипов.

4. Бывают ли прозрачные рыбы? (20 баллов. )

Ответ. Совершенно прозрачна мелкая рыбка «лапша» из отряда лососеобразных, обитающая у морских побережий. В пене морского прибоя эти прозрачные рыбки практически незаметны для глаз птиц. Прозрачны байкальская голомянка, обитающая на большой глубине, индийский стеклянный окунь, которого часто держат в аквариумах.

5. Что произойдет, если на некоторое время зафиксировать жаберные крышки рыбы? Ответ пояснить. (25 баллов. )

Ответ. Она может задохнуться. Работой жаберных крышек поддерживается постоянный ток воды через жабры, обеспечивающий нормальный газообмен. Когда рыба прижимает жаберные крышки, тонкие кожистые оторочки, окаймляющие с внутренней стороны задний край каждой крышки, прижимаются к жаберным щелям, перекрывая сообщение с полостью глотки. В результате вода через рот попадает в глотку, омывая жабры. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели. При закреплении жаберных крышек газообмен нарушается.

6. Как устроен глаз рыбы? В чем его отличие от глаза человека? (30 баллов. )

Ответ. Глаз рыбы лишен век, имеет блестящую радужную оболочку и круглый хрусталик, который обеспечивает зрение на близком расстоянии. Рыбы различают форму и цвет предметов. Для обеспечения четкого изображения хрусталик удаляется или приближается к сетчатке так, как это происходит с линзой в объективе фотоаппарата. (Глаз человека фокусируется благодаря изменению не положения, а кривизны хрусталика.)

Категория II

1. Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне, иначе они утонут? (5 баллов. )

Ответ. Акулы, не имеющие плавательного пузыря. При движении вокруг их тела создаются поддерживающие токи воды. Стоит им остановиться, и они начнут погружаться. Кроме того, акулы не имеют жаберных крышек и приток свежей воды к жабрам у них осуществляется только при движении.

2. Перечислите все функции плавательного пузыря рыб. (10 баллов. )

Ответ. С помощью плавательного пузыря рыба изменяет глубину погружения. Этот орган также является регулятором содержания газов в крови (с помощью так называемых красных тел); многие рыбы издают с помощью этого органа звуки. От передней части плавательного пузыря отходит пара отростков к уху – органу равновесия, который получает таким путем сигналы об изменении внешнего давления. У двоякодышащих рыб плавательный пузырь превратился в легкое.

3. Почему жабры рыб ярко-красного цвета? Как на практике могут пригодиться эти знания? (15 баллов. )

Ответ. Пронизанные капиллярами жабры насыщены артериальной кровью. Если у «свежей» (не мороженой или копченой) рыбы на прилавке жабры темные, то, скорее всего, она была поймана уже давно и могла начать портиться.

4. Согласно какому физическому закону рыбы могут опускаться на глубину и всплывать к поверхности? (20 баллов. )

Ответ. Положение тела в жидкости определяется зависимостью между его объемом и массой, т.е. плотностью. Если плотность тела больше плотности воды (1 г/см3), оно погружается, если меньше – всплывает. Плотность тела рыб близка к плотности воды, но они могут увеличивать или уменьшать эту величину, изменяя объем газов в плавательном пузыре.

5. Какие органы у рыб составляют, например, пищеварительную систему? Какие функции она выполняет? (25 баллов. )

Ответ. Ротовая полость (у некоторых – зубы), глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа. (Учащиеся могут назвать и рассмотреть любую систему органов по выбору.)

6. Как по внутреннему строению рыбы определить ее эволюционное положение? (30 баллов. )

Ответ. Признаки примитивности внутреннего строения: артериальный конус в сердце, наличие спирального клапана в кишечнике (у хрящевых рыб). У костистых рыб спиральный клапан отсутствует, а в сердце развиваются луковицы аорты.

Категория III

1. Сравните развитие насекомых и рыб. Что общего и в чем различия? (5 баллов. )

Ответ. Развитие рыб происходит по той же схеме, что и у насекомых с неполным превращением: яйцо – личинка – взрослая особь. Однако у рыб стадия личинки непродолжительна, а самое главное – личинка рыб живет за счет запасов икринки, а личинки насекомых активно питаются и растут.

2. В Колумбии для борьбы с насекомыми использовали ядохимикаты, а вскоре в реках исчезли лососи. Почему? (10 баллов. )

Ответ. Применение ядохимикатов нарушило равновесие в цепи питания между насекомыми и лососями.

3. Какая связь между креветками и коралловыми рыбками? (15 баллов. )

4. Для борьбы с малярией в нашу страну были завезены гамбузии. Почему? (20 баллов. )

Ответ. Эти небольшие американские рыбки специализированы на питании личинками комаров. Их распространение способствует сокращению численности комаров, в том числе комаров – переносчиков малярийного плазмодия.

5. Самцы какой рыбы срастаются с телом самки? (25 баллов. )

Ответ. Самцы некоторых глубоководных удильщиков. В морских глубинах рыбам не просто найти друг друга в период размножения, поэтому они изобрели способ не расставаться после первой случайной встречи.

6. Какая рыба откладывает икру в раковины моллюсков? (30 баллов. )

Ответ. Пресноводная рыбка горчак откладывает свою икру в мантийную полость двустворчатых моллюсков, где она находится под надежной защитой створок раковины.

Категория IV

1. Какие рыбы не плавают? (5 баллов. )

Ответ. Представители некоторых семейств морских угрей роют норы и постоянно живут там, подобно червям высовывают половину тела наружу, чтобы собирать пищу, и прячутся при опасности. Плохо плавают рыбы, имеющие необычную маскирующую форму тела. Например, причудливые выросты на теле морского конька-тряпичника затрудняют его передвижение. Но коньку и не надо много плавать: среди водорослей он становится незаметным как для врагов, так и для плавающей вокруг добычи.

2. Какая рыба сбивает насекомых с листьев струей воды? (10 баллов. )

Ответ. Это брызгун. Особое устройство рта, напоминающее крошечный ружейный ствол, позволяет рыбе с силой и поразительной точностью выбрасывать струйку воды на высоту 4–5 м.

3. Какую рыбу используют для ловли черепах? (15 баллов. )

Ответ. Рыба-прилипала плотно прикрепляется к панцирю черепахи с помощью спинного плавника, преобразованного в присоску.

4. Какая рыба и каким образом может заменить свечу? (20 баллов .)

Ответ. В качестве свечи можно использовать любую жирную рыбу, высушив ее и продев через ее тело фитиль.

5. шуба, рог – в этих словах зашифровано название рыбы. Что это за рыба и каково ее систематическое положение? (25 баллов. )

Ответ. Горбуша из семейства лососевых. Вид – горбуша, род – дальневосточные лососи, семейство – лососевые, отряд – лососеобразные, подкласс – лучеперые, класс – костные рыбы, надкласс – рыбы, подтип – позвоночные (черепные), тип – хордовые.

6. Головоломка: фантастическая рыба.

Ответ. У этой рыбы голова щуки, тело – леща, хвост – вуалехвоста, спина и анальный плавник – ерша, грудные и брюшные плавники – рыбы-ласточки.

Третий раунд

Ассистент демонстрирует наличие у аквариумных рыбок условного рефлекса на постукивание по стенкам аквариума и задает вопрос: что лежит в основе данной формы поведения у этих животных?
Учащиеся пишут ответ на вопрос на листочках бумаги и по команде поднимают их над головой. Происходит взаимная проверка ответов.
После окончания игры учитель объявляет результаты.

Литература

Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990.

Нестеров В.В. Зоовикторина. – М.: Просвещение, 1967.

Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М.: Просвещение, 1985.