Как научить летать птицу. Как летают птицы: обучение птенца полету Как учатся летать птички

19/07/2016, 11:00

Время, когда птенец учится летать, является важным этапом в его развитии. Когда домашнюю птицу выпускают из клетки полетать, это прекрасное упражнение, которое невозможно заменить.
Когда малыш учится ходить, он приобретает необходимый навык и развивает уверенность в собственных силах, в то время как в его мозгу устанавливаются нейронные связи, которые будут помогать ему в дальнейшей жизни. Когда птенец учится летать, происходит примерно то же самое. Птица становится более независимой и уверенной в себе. И вы можете помочь ей в этом процессе.

  • Будьте осторожны с высотой. Для первых неуклюжих попыток птицы необходимо создать безопасную обстановку. Птенец должен учиться недалеко от земли - лучше всего использовать невысокий диван или журнальный столик.
  • Подготовьте дом - сделайте его безопасным для птицы. Уберите бьющиеся предметы, которые могут пострадать при неосторожном приземлении вашего питомца. Опустите шторы и/или жалюзи, чтобы они послужили амортизатором при столкновении. Закройте окна и двери. Изолируйте других животных: даже легкие укусы или царапины, полученные от кошки или собаки, приводят к быстрой смерти птицы от бактериальной инфекции.
  • Не паникуйте. Не расстраивайтесь из-за жестких приземлений. Подберите птенца, ободрите его и успокойте.
  • Будьте аккуратны при подстригании крыльев. Если вы решили подрезать у птенца маховые перья, помните, что они все равно должны быть длиннее, чем у взрослой птицы.

Полет взрослой птицы

Когда вы выпускаете взрослую птицу из клетки полетать, не забывайте о нескольких важных моментах:

  • всегда наблюдайте за птицей, когда она находится вне клетки - таким образом вы сможете предотвратить всевозможные «аварии»
  • безопасность - прежде всего. Убедитесь, что ваш дом не таит опасностей: вентиляторы выключены, окна и двери закрыты, а кухня недосягаема (в ней слишком много острых и горячих предметов, чтобы можно было пускать туда птицу);
  • осторожнее с высотой: если вы подрезаете крылья у птицы, уже умеющей летать, держите ее ближе к полу до тех пор, пока она не поймет, что уже не может парить, как раньше;
  • будьте аккуратны при подстригании крыльев. Если вы обрезаете крылья у птицы, помните, что подстригать нужно только перья первого порядка, а маховые перья второго порядка трогать не надо.

Полеты вне дома
Некоторые люди дают птицам возможность летать вне помещения. Необходимо помнить, однако, что это может иметь самые печальные последствия. Как бы птица ни была к вам привязана, невозможно предсказать, что может заставить ее улететь. Если птица отлетела на большое расстояние, она пугается и летит еще дальше, и очень скоро она окажется очень и очень далеко от дома, одинокая и потерянная, подверженная риску пострадать от хищников и природных катаклизмов.

Самые замечательные родители в животном мире — птицы. Каждому ребенку принято сообщать, что птица-мама и птица-папа кормят своих птенцов червяками до тех пор, пока птенцы не научатся летать, и в один прекрасный день птенца «выталкивают из гнезда».

Птицы-родители вплоть до самого последнего времени изображались образцами благородства, и я думаю, что наши юные слушатели зачастую подозревают, что эти рассказы служат лишь для того, чтобы завоевать у детей признание бескорыстных родительских достоинств. Но если это так, то результаты могут быть противоположными: ведь выталкивание птенцов из гнезда вряд ли вызовет симпатию.

Но откуда же появилась версия, будто всех птенцов выталкивают из гнезд? Быть может, она возникла как подсознательное родительское желание — нормальная реакция на часто раздражающее детское поведение? Однако только единственная из известных мне птиц изгоняет не расположенных к полету птенцов — это странствующий альбатрос — самая крупная птица в мире с размахом крыльев до двенадцати футов (около 3,1 метра). Птенец-альбатрос вскармливается жирным веществом из полупереваренной пищи родителей, и этот единственный отпрыск (а в каждом сезоне рождается только один птенец) становится очень толстым. Он может стать таким тяжелым, что не сумеет летать, однако же этого не случается. Родители покидают птенца на четыре месяца, оставляя его в гнезде в одиночестве, во время которого он принимает невероятно жалкий вид. Такой метод «лечения» задерживает психическое развитие птенца, и, когда родители возвращаются, он не желает расставаться с гнездом.

И вот тут родители его выгоняют, после чего он уже проводитве

все время в их обществе, плавая в океане и обучаясь ловить рыбу.

Большинство птиц-родителей тратит огромную часть жизненной энергии на воспитание потомства. Зачастую они отдают потомству и свою жизнь. Многие птицы, выращенные в неволе и поэтому не подвергавшиеся естественным опасностям, живут десять и более лет, а крупные птицы -значительно больше. В естественных условиях мелкие птицы редко живут больше года или двух. Отчеты по кольцеванию птиц показывают, что средний возраст погибающих английских дроздов-13,3 месяца; они прожили ровно столько времени, сколько было нужно, чтобы дать жизнь одному летнему поколению.

По материалам

Продолжительность жизни многих птиц была хорошо изучена, И теперь нам известно, что в естественных условиях птицы живут лишь незначительную часть возможного для них жизненного срока. Конечно, бывают и исключения. Все, кто устраивает дуплянки, знают, что одни и те же птицы прилетают иногда и на следующий год. Именно эта человеческая благожелательность служит одной из причин, спасающих птиц от преждевременной смерти.

Почему же столько птиц гибнет после достижения зрелости? Главные причины-неблагоприятная погода, болезни (кстати, их не так уж много!), хищники и голод. Размер потерь зависит от состояния птиц. Очень характерно, что значительная часть птиц гибнет в конце первого сезона размножения, когда усилия вырастить первое поколение превышают физические возможности родителей. И в этом нет ничего удивительного! В первые дни своей жизни птенец развивается очень интенсивно, и корм, который он ежедневно потребляет, превышает его собственный вес. По мере роста птенца эта пропорция уменьшается, но в течение тех двух недель, когда птенцы сидят в гнезде, они получают дневной рацион, составляющий примерно половину их собственного веса. А если в выводке четыре, пять, шесть или более птенцов, то количество потребляемого ими корма невероятно велико.

Пищей дли птенцов служат насекомые (их в начале сезона гнездования поймать нетрудно, так как в это время они представляют собой малоподвижные личинки или гусеницы), а также слизни. Впоследствии, когда личинки превратятся в летающих насекомых, их объем уменьшится, и поэтому их нужно будет гораздо больше, чтобы наполнить желудки птенцов. Птицы, для которых насекомые служат привычной пищей, например стрижи и ласточки, обладают отличным умением ловить свою добычу, но ведь множество птиц питается семенами, и их они находят в избытке в соответствующих местах. Но какие сложности возникают перед птицами-семеноедами, когда им надо ловить для своих птенцов быстро двигающихся насекомых! Каждое утро они оставляют гнездо с широко раскрытыми прожорливыми ртами, и, чтобы их наполнить, родителям нужно безостановочно разыскивать добычу, которая и сама проворно рыщет в поисках корма.

Тщательные подсчеты показали, что певчий дрозд ловит десять тысяч восемьдесят личинок и взрослых насекомых в месяц, то есть в среднем триста тридцать шесть штук в день. Парочка английских зарянок, гнездившихся возле Оксфорда, еще более активна. От рассвета до захода солнца они возвращаются к птенцам по двадцать девять раз в час и каждый раз приносят по две-три гусеницы. Было подсчитано, что в день они вылавливают до тысячи гусениц.

Мы ведем разговор о птицах-родителях, создающих одну семью за летний период, но есть птицы, у которых бывает два и даже три выводка, причем иногда кормление птенцов второго выводка начинается до того, как первый выпорхнет на волю. Обычно самка вьет второе гнездо и откладывает в него яйца. Самец же несет свою ответственность за судьбу первого выводка, и, кроме того, как только новые птенцы появляются на свет, он помогает самке прокормить их. И даже тогда, когда птенцы подрастают, он не выталкивает их из гнезда.

Эдвин Уэй Тиль высказал интересное предположение: может быть, хлопанье крыльями, которое производит птенец, просящий пищи, как бы автоматически приподнимает его, особенно если это хлопанье производится на краю гнезда, где размах крыльев может быть шире. Совершенно неожиданно этот птенец может оказаться в воздухе, и тут он обнаруживает свою способность летать. После этого птенец уже редко возвращается в гнездо. Если бы он и пожелал вернуться, а одновременно этого пожелали бы и остальные птенцы в гнезде, то задача кормления была бы упрощена, но птицы-родители продолжают искать пищу для своих вылетевших из гнезда птенцов еще в течение двух с половиной — пяти недель, хотя физическое состояние птенцов позволяет им заботиться о себе самим. Сказанное относится к птицам тех видов, которые гнездуются в наших садах. По-видимому, этот срок необходим, чтобы обучить птенцов находить корм разными способами.

Насекомоядные птицы, например ласточки и стрижи, кормят своих птенцов в течение некоторого времени прямо в воздухе, передавая пищу из клюва в клюв (при этом они хлопают крыльями). Несколько позднее птицы-родители начинают сбрасывать кусочки пищи на лету, и это приучает птенцов к прицельности полета и умению схватывать добычу, а также к развитию скорости. Все это понадобится им при погоне за быстро мчащейся и ускользающей добычей.

Птицы, находящие себе корм на земле, не нуждаются в столь тщательном развитии мускульной силы. Ведь процесс клевания гораздо проще и представляет собой врожденное свойство. Однако даже зерноядные птицы нуждаются в обучении. Прежде всего они должны знать, что можно потреблять в пищу. Пока длится обучение, птицы-родители приносят им пищу, но количество ее с каждым днем уменьшается. Так продолжается примерно до девятнадцатого дня (считая с момента ухода из гнезда), когда птенец должен уже уметь самостоятельно добывать не менее половины потребной ему пищи. С этого дня внимание родителей к птенцу резко снижается. Они все еще сопровождают его, но найденный ими корм съедают сами. Это вызывает протесты со стороны птенца, но птицы-родители не из тех, кто позволяет детям одурачивать себя. В свое время птенцы получили достаточно пищи, и многие из них весят значительно больше, чем их родители. Теперь они отлично смогут выдержать н некоторую нехватку корма.

У зарянок, которые гнездились на клене, один из птенцов был более требователен, чем трое остальных. Он получал большую порцию, а потому вырос огромным и толстым и, конечно, испорченным. Наступило время, когда птенец-переросток мог бы и сам позаботиться о себе, но он усаживался на ветку клена и громко выражал свое возмущение. Обе зарянки неожиданно быстро покинули это место, и понятно почему.

Ко времени отлета зарянок толстый птенец выглядел каким-то запущенным и, конечно, был не в состоянии отразить врага или выдержать непогоду. Посмотрев на него, можно было понять, почему жизнь птиц ограничивается только десятой частью отпущенного им жизненного срока.

Среди биологов нет единого мнения о том, чему должно обучаться молодое животное, Общеизвестно, что некоторым формам поведения обучаться не нужно, так как зто врожденные формы, но кое-какие элементы поведения должны быть приобретены. Отсюда возникает вопрос: является ли стремление родителей обучать своих детей намеренным? В некоторых случаях такое стремление кажется бесспорным, его можно наблюдать даже у таких примитивных существ, как птицы.

Уильям Р. Пайкрэфт описал ряд приемов преподавания у животных. Он рассматривает в качестве примера прямого обучения поведение самки-чомги, когда она, выведя своих птенцов на воду, учит их ловить рыбу. Пойманную ею рыбу она бросает перед птенцами, и если они не кидаются за добычей, то она дает рыбе возможность отплыть на некоторое расстояние, вторично ее ловит и снова бросает перед птенцами. Она повторяет урок до тех пор, пока ученики не начинают понимать, что они должны преследовать уплывающую рыбу.

Орнитолог Г. Б. Макферсон на протяжении нескольких недель наблюдал, как беркуты обучали своего птенца разрывать добычу на части. Первоначально родители-беркуты давали птенцу только печень зайца, кролика и птиц, которых они приносили к гнезду. Несколько позднее родители стали сами поедать все части добычи, кроме печени. Они оставляли ее внутри скелета, и птенец должен был извлечь ее оттуда сам.

Спустя несколько дней самка беркута принесла целую ножку кролика и положила ее перед птенцом. Несмотря на голод, он с удивлением посмотрел па принесенную добычу. Тогда мать, проявляя явные признаки нетерпения, оторвала от ноги кусок мяса, съела его и улетела, забрав с собой остатки. Вскоре она принесла другую ногу кролика, которую птенец проглотил со всеми косточками. Таким образом мать преподала выразительный урок — показала, что надо делать с кроличьей ногой. Но ученик не понял урока, и она лишила его добычи. Вот тогда-то учение пошло впрок. Подобным образом обучают свое потомство многие птицы.

Млекопитающие тоже нуждаются в обучении. И хотя все вопросы питания для новорожденного решает материнское молоко, условия жизни, с которыми встречается подрастающее поколение этих животных, значительно сложнее, чем у большинства птиц.

По материалам

С. Кэрригер «Дикое наследие природы»

Трагично не то, что человек умирает, а то, что в человеке умирает при жизни.

Альберт Швейцер


Ни мир, ни вы сами не знаете, что именно способны совершить, пока не попробуете.

Ралф Уолдо Эмерсон

Нередко в символиках какого-либо государства можно увидеть орла. Орел – это птица, к которой у людей сложилось особое отношение. Орла принято считать царем птиц, это одна из самых крупных и сильных птиц в мире. Орлы царят в воздухе благодаря своей скорости, силе, мощи, величию, преданности, свободолюбию и мужеству, что является общепринятыми признаками уважения и признания. А нам, людям, есть чему поучиться у этой птицы.

Каждое жизненное испытание приносит пользу в виде дополнительного мужества, силы, уверенности, однако, ты должен оставаться и смотреть страху в лицо. Ты обязан сделать то, что кажется самому не возможным.

Элеонора Рузвельт

В трехмесячном возрасте орлы начинают учиться летать. Если какой-нибудь упрямый птенец решит оставаться в гнезде, то родители перестают доставлять ему корм и лишают домашнего комфорта. В итоге голод принуждает совершить первый полет. Орлы затрачивают очень много времени, чтобы научить свое потомство летать. Они могут вытолкнуть птенца из гнезда и полететь за ним, подхватывая его в полете, и на собственных крыльях пронести дальше.

Человеку, глядя на этот пример, нужно решиться разбить скорлупу, покинуть «зону безопасности» и набираться собственного опыта, принимая во внимание чужие ошибки. А родителям нужно понимать, что главное в воспитании это собственный пример. Хотя бы потому, что родители для детей это эталон. Этой темы еще не раз постараюсь коснуться в дальнейшем.

Начинай блистательно! И пусть тебе хватит времени всего на одну строчку.
Будь величественным, ибо преступлением является не поражение, а низкие цели.

Джеймс Рассел Лоуэлл

Орел использует неблагоприятные ветра в своих целях. Крылья принимают удар ветра под таким углом, который необходим, чтобы взмывать все выше. Птица маневрирует телом и скользит в пространстве без малейших усилий, даже не взмахивая крыльями.

С препятствиями в жизни сталкиваются все, и далеко не всегда, все складывается так, как нужно. Вероятно, и вам окружающие будут твердить: «У тебя ничего не получится…». Вокруг найдется достаточно вредителей, которые будут препятствовать вам в достижении вашей цели.

Орлиное упорство, есть такое выражение. Хлещет проливной дождь или идет град, разбушевалась буря или вспыхнул пожар, – орел будет восстанавливать гнездо, пока не доведет свою работу до завершения.

Вспомните такого человека как Эдисон. Если бы он не стал продолжать испытания после тысячи провалов, возможно, мир увидел бы лампу на множество столетий позже.

Короче, у него все получилось) Всего 1093 патента, среди которых электрический стул.

Что бы вы сделали, обладая всем, чего только можно пожелать: неограниченным временем, неограниченной суммой денег, неограниченным доступом к информации, неограниченной мудростью, неограниченным количеством персонала и так далее? Ответ на этот вопрос образует вашу мечту.


Секрет счастья состоит не в том, чтобы делать те вещи, которые любишь, а в том, чтобы любить те вещи, которые ты делаешь.

Герцог V

Семейная жизнь орлов уникальна. Супружеская пара образуется на всю жизнь, что редко встречается в животном мире. Это говорит о высоком интеллекте и борьбе за выживание популяции за счет сохранения семьи, а не бездумного инстинкта размножения у самцов, призывающего оплодотворить как можно больше самок, что является примером для современного общества. Семейная жизнь продолжается, не взирая ни на какие обстоятельства. Мало того, птицы прилагают массу усилий, чтобы их брак оказался удачным. У орлов приняты процедуры ухаживания, которые не прекращаются даже после того, как пара уже сформировалась. Эти птицы продолжают ухаживать друг за другом на протяжении всей совместной жизни. Орел не только дарит любовь и внимание, но и помогает в «домашних делах». Орлы ухаживают друг за другом в воздухе, там, где они чувствуют себя свободнее всего. Орел делает разные воздушные трюки для демонстрации любви, блистая силой и ловкостью. Вообще орлу присуща немота, но в таких чувствах они издают любовные крики. Временами самка роняет из клюва ветку, на этот жест самец пикирует вниз, чтобы поймать падающую ветку. В кульминационный момент самка переворачивается в воздухе на спину, самец подлетает к ней, орлы сцепляются друг с другом когтями и начинают вращаться, падая к земле.

Людям в их семьях не хватает таких отношений. Большинство думает, что «проблема не во мне, а в нем/ней», но это не так. Проблема в каждом из нас. Многие не могут понять, что любовь требует постоянного огня, или просто забывают об этом. Костер потухает, если нечему гореть, так и с любовью. Прощайте, снисходите, смиряйтесь, не ждите, когда это сделает он/она, каждому нужно начать с самого себя. Без этого не может быть мира в семье, как и в любом обществе на земле, всегда кому-то нужно смириться и сберечь пару или пару миллионов судеб.

Пожалуй, самым интересным свойством орлов, является особое умение омолаживаться. В жизни каждого орла, есть времена, когда ему становится трудно летать. Перья в крыльях издают предательский свист, когда птица пикирует на добычу. У орла притупляются когти и на клюве появляются известняковые образования. Именно в такие времена орел улетает высоко в горы. Первым делом орлы выщипывают себя от ненужных перьев, некоторые виды орлов выщипывают себя полностью, и в течение 40 дней (запомните эту цифру, мы ее еще изучим) обрастают новыми перьями. Клювом орел скоблит о скалу, стачивая известняковые наросты. Омывшись в горной реке, орел снова силен и опасен в бою. Живут орлы до 100 лет.

В жизни бывают минуты, когда мы чувствуем себя истощенными, несвежими, угнетенными, побежденными и слабыми. Окружающие нас люди и обстоятельства нашей жизни растрепали наши перья, мы теряем веру, и наши мечты разваливаются на части.

Будьте, как орлы! Упорны в достижение цели.

Уже находясь в яйце, распознают голоса родителей. Других необходимых для жизни навыков - от простого умения есть к пению - они приобретают после появления на свет.
Как птенцы учатся петь
Молодые самцы птиц из ряда воробьиных начинают петь сразу после рождения. Но чтобы зазвучали настоящие голоса птиц, должно состояться полное развитие органов пения и мышц, которые управляют ими, а это требует некоторого времени. Молодые самцы обычно внимательно слушают упрощенную песню родителей и изучают сначала эту "версию ". Весной они сами начинают петь и постоянно усовершенствуют песню, слушая и повторяя голоса других самцов. Но " мастерами " в этом деле птицы становятся уже только в следующем году.
Самец зяблик, выращенный отдельно от других птиц своего вида, и который никогда не слышал их голосов, тоже пробует петь, но его пение не похоже на типичное пение зяблика. В общем, песни всех зябликов немного отличаются между собой в зависимости от того, где живут птицы. Эти различия сохраняются, поскольку молодые самцы принимают от родителей типичную песню с элементами местного "диалекта". Такого же пения учатся и другие виды птиц. Австралийский лирохвост, слушая пение других видов птиц, состоящий из фрагментов чужих мелодий собственную песню. Он живет в непроходимых зарослях и требует богатого репертуара, чтобы привлечь внимание самки. То же наблюдается и у других видов. Например, в песнях черных дроздов и больших синиц появляются мотивы птиц, которые гнездятся вблизи, и другие звуки, которые они слышат вокруг, например, даже свисток паровоза. Птенцы всех певчих птиц постоянно прислушиваются и пытаются подражать звукам, которые их окружают. Птенцы должны научиться тем самым важным вещам, как и все животные : отличать подходящую для них пищу от непригодной, друзей от врагов, родителей от других представителей вида, важную информацию от неважной. Постепенно они учатся также приспосабливаться к изменениям среды обитания.
ПЕРВЫЕ УРОКИ
Механизм раннего обучения, или импринтинга (отображение) открыл и описал австрийский врач, автор этологии Конрад Лоренц. Этология - это направление зоопсихологии, изучающая поведение животных в естественных условиях.
Утята учатся узнавать голос матери, еще находясь в яйце. Ее карканье для птенцов, которые только вылупились, - сигал, что выделяет родителей. Мать-первая, кого видит утенок, вылупившись из яйца. Этот образ отражается у него в памяти и остается в ней на всю жизнь, как символ самки. Гусята запоминают НЕ звуки, а движения. Поэтому символом матери для них могут быть другие виды животных, человек и даже предмет, если это будет первый большой движущийся объект, который они увидят после вылупления. Импринтинг помогает птенцам запомнить образ матери как защитницы и источники корма.Вот первые уроки вождения автомобиля это есть испытание страха и знаний ПДД.
НАВЫКИ
Если над гусятами пролетит хищная птица, они разбегаются и прячутся в траве. Вскоре дети понимают, что, например, гусь не представляет угрозы, и в этом случае перестают прятаться.

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПРОБ
Птенцы от природы очень любознательны. Они исследуют тому, что их окружает, и получают определенные навыки, которые потом помогут лучше запомнить и использовать все, что находится вокруг них. Это особенно важно для перелетных птиц, которые, возвращаясь из теплых краев, должны найти места гнездования. Почтовые голуби имеют хорошую память. Они с легкостью находят свою голубятню. Ориентация во время полета - это очень сложное явление. Если взрослую птицы перенести в отдаленное от пути его перелетов место, то он без особых проблем найдет дорогу домой.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА
Пробуя и ошибаясь, птенцы очень быстро учатся не попадать в неприятные или опасные для них ситуации. Например, желто-черные гусеницы очень неприятные на вкус. Птенцы которые несколько раз ее попробовали, вскоре перестанут клевать гусеницу (даже безобидную) такого же цвета. Очень маленькие утята инстинктивно склевывают из земли все мелкие предметы, даже песчинки. Вскоре утята учатся отличать съедобные предметы от несъедобных.
Птицы стремятся усвоить такие навыки поведения, которые помогут успешно добывать пищу и получать при этом положительный опыт, избегая неприятностей. Можно научить голубя клевать любой предмет, если за это потом его вознаграждать кормом.
В 1921 году в Англии люди впервые заметили, что лазоревка клювом пробивала на стеклянной бутылке крышку из фольги, чтобы добраться до вкусных сливок. Когда другие птицы связали такой тип поведения с пищей, они начали действовать так же. Этот трюк усвоили и другие птицы. Иногда они даже сопровождают работников, которые развозят молоко.
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЯ
Многому, например, строительству гнезда или брачному поведении, птицам не нужно учиться - эти действия являются инстинктивными. Другие действия они усваивают, следуя родителей или других взрослых птиц. Кулики - сороки раскрывают раковины моллюсков двумя различными способами. Они разбивают их в самом тонком месте или продвигают клюв в щель и открывают раковины. Птенцы пользуются тем же способом, что и их родители.
Птенцов майны, которых люди хотят научить говорить, забирают из гнезда, пока родители не научили их воспроизводить звуки, то есть свист или крик. В природе попугаи пробуют подражать голосу своего партнера и, таким образом, укрепляют между собой связь.

Недаром про некоторых девушек говорят: орлица…. Орел птица гордая, еще и умная. Вот яркое свидетельство, даже если оно результат эволюции, инстинкта и естественного отбора. Впрочем, никто не знает, что у птицы в голове, когда она…. отламывает веточку с дерева, поднимается на большую высоту и с веточкой в клюве начинает кружить. Наконец появляются орлы - самцы, она бросает эту веточку и смотрит вниз. Какой-то орёл подхватывает клювом эту ветку на лету и приносит ее самке, передавая из клюва в клюв.

Орлица эту ветку снова бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает… Это повторяется много раз. Если орёл каждый раз ветку подхватывает, самка делает свой выбор, и они спариваются. Зачем она бросала ветку, станет ясно потом.

Высоко на скале они вместе вьют гнездо из жестких прутьев, после чего начинают выдирать у себя клювом пух и перья. Этим пухом и перьями они выстилают гнездо, делают его мягким и тёплым. В такое мягкое и теплое гнёздышко орлица откладывает яйца. Затем они высиживают птенцов. Когда появляются орлята (они рождаются голенькими и немощными), родители прикрывают их своим телом, пока они не окрепнут, заслоняют крыльями от дождя, от палящего солнца, носят им пищу. Птенцы растут, у них появляются перья, крепнут крылья и хвост. И вот они уже окончательно оперились, хотя они по-прежнему неопытные малыши.

Тогда отец садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями и трясти гнездо. Для чего? Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жесткий каркас из веток, который в самом начале они сплели. А птенцы сидят в этом жестком гнезде, им неудобно, они не понимают, что случилось. В это же время мамаша куда-то улетает и возвращается с рыбой. Она садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенцы ее видели, и начинает есть эту рыбу. Птенцы орут, пищат, ведь раньше родители их кормили, заботились о них.

Теперь же и гнездо стало жёстким, и родители сами рыбу едят, а их не кормят. И тогда птенцы начинают вываливаться из гнезда. Гнездо находится на отвесной скале, чтобы никакие хищники туда не подобрались. Когда орлёнок вываливается, он еще совсем неуклюжий, летать не умеет. Он срывается с отвесного склона и летит в пропасть.

И тут папаша (тот, который ловил когда-то веточки), стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться, и на спине он поднимает его опять в гнездо,

Всё это повторяется многократно. Птенцы падают, а отец их ловит. У орлов ни один орлёнок не разбивается.

И вот в какой-то момент падения орлёнок начинает делать то, что никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои крылышки, и, попав в поток воздуха, начинает летать.

Так орлы учат своих птенцов. Как только птенец начинает летать самостоятельно, родители берут его с собой и учат ловить рыбу. Они уже не носят её ему в клюве.

Не зря самка выбирает самца, бросая веточку. Она не хочет, чтобы её дети разбились. Выберешь нерадивого папашу без проверки, а потом детей не досчитаешься...

У орлов и так птенцов мало, один или два.

И еще орлы очень верные птицы, пару они создают на всю жизнь. Одни орнитологи обнаружили пару орлов, проживших вместе более тридцати пяти лет.