Казацкая чайка. Уникальная казацкая чайка

"Если Черное море всегда было сердитым, то теперь оно и чернее, и страшнее в связи с многочисленными чайками, которые все лето опустошают его и сушу",-впервые встречаем упоминание про чайки в "Описании Черного моря и Татарии", составленному в 1634 г. префектом Кафы Е. Дортелли д"Асколи. "Эти чайки продолговатые, похожи на наши фрегаты, вмещают 50 человек, ходят на веслах и под парусом. Чтобы выдержать жестокие шторма их обвязывают соломой…В море ни один корабль не будет в безопасности, если на свою беду встретится с ними, особенно в тихую погоду".

На чайках запорожцы совершали смелые плавания по Черному и Азовскому морях, вступали в бои с татарами и турками. К сожалению, свидетельства о легендарных чайках дошли до нас только в описаниях очевидцев и в находках отдельных фрагментов, по которым можно только догадываться о конструкции судна.

Запорожскую чайку описывает также француз Г. Боплан в известном "Описании Украины…" Он единственный, кто приводит ее чертежи, по которым и были изготовлены модели. Есть они (масштаб 1:10) в Днепропетровском историческом музее им. Академика Д. И. Яворницкого, в музее истории Запорожья. В итоге было принято решение построить настоящую чайку. Поскольку предполагалось путешествие в открытом море, были сделаны предварительные расчеты мореходных качеств суда. Неожиданно выяснилось, что чайка Боплана перевернется - слишком высокая. Вот что он пишет: "…строят суда длинной 60, шириной 10-12, а глубиной 12 футов. Суда без киля: дно выдолбленное из вербовой или липовой колоды, длинной приблизительно 45 футов; судно обшивается по бортам на 12 футов вверх досками длинной от 10 до 12, а шириной 1 фут. Прибивают доски одну к одной так, как при постройке речных судов до тех пор, пока судно не будет иметь высоту 12, длину 60 футов. Длинна постепенно увеличивается. На рисунке можно увидеть толстые канаты из камыша, обвитые лыком или ремнями, которые, будто связанные бочонки, охватывают судно от кормы до носа… Суда казацкие имеют по каждому борту по 10-15 весел и плывут быстрее турецких галер…"

Сомнение вызывает в первую очередь высота судна-12 футов (3,6 м), из которых над водой только 75 см. В таком случае каким же должно быть водоизмещение подобного судна? Не ошибся ли Боплан?

Характеристикой формы корпуса есть соотношение главных размерений. Например, соотношение ширины к осадке определяет скорость судна, длинны к высоте –жесткость корпуса. Неужели чайка Боплана имеет скорость и жесткость в 4 раза хуже, чем ладья викингов? Не верилось в такое.

Для установления истины применили метод сопоставления данных технических расчетов с историческими свидетельствами. Получили достаточно весомые доказательства, которые опровергают существующие представления про внешний вид казацкого челна. Была собрана и систематизирована архивная информация, которая прямо или косвенно свидетельствовала о мореходных качествах чайки. Эти данные рассчитывались и по чертежам Боплана, где показатель скорости не выдерживает критики, хотя по всем описаниям чайка была одним из быстроходнейших весельных суден своего времени. Вот как оценивает их профессор Казанского университета Н.П. Загоскин: "Скорость хода казацких суден просматривается из того, что при благоприятных условиях они достигали берегов Малой Азии суток за двое-трое после выхода из устья Днепра". Или например еще одна подсказка: по бортам крепился камышовый пояс-поплавок, благодаря которому судно не тонуло и удерживалось при кренах.

Расчеты показали, что эти качества поплавок обеспечит только для мелкосидящего челна, а не для боплановского.

Были сделаны расчеты и статической остойчивости при разных загрузках- 4, 8, 16, 32 и 60 т. Все пять вариантов рассчитаны одной программой. На диаграммах мы увидели, что пустое и загруженное на 4 и 8 т судно вообще не может вертикально держаться в спокойной воде, да и при больших загрузках остойчивость тоже не удовлетворяет. Возможно, Боплан неправильно указал высоту чайки? В словаре Брокгауза и Эфрона есть все размерения челна (по Боплану), но почему-то не указывается общая высота. Возможно, ошибку заметили в конце 19 в. А в многотомнике "История Украинской ССР" указаны все размеры по Боплану, но чайка почему-то "выросла" тут до 4 м. У кандидата исторических наук О.М.Апановича судно расширилось до 6 м вместо 3 по Боплану, а толщина камышовых поплавков стала 2,5 м вместо 0,6. Приводя эти данные, автор преподносит чертежи Боплана, но без масштабной линейки.

Какой же действительно была запорожская чайка? Попробуем хотя бы примерно восстановить общий вид судна. Безусловно, прообразом его были славянские ладьи, которые издревле ходили по Днепру- части Великого водного пути из варяг в греки. По свидетельствам византийского императора Константина Багрянородного, основой судна была колода, выдолбленная из дерева. Такой же способ постройки описывает и Загоскин. В начале 20 века он наблюдал, как изготовляют долбленки с впечатляющей грузоподъемностью. Очевидно, липовый моноксил запорожцы обшивали досками, как и донские казаки, с которыми запорожцы не раз ходили в походы. Судно из такой колоды весило 30 т. Шестьдесят человек с оружием и припасами по подсчетам Боплана весят порядка 6т, значит, водоизмещение чайки было не более 10 т. Отсюда определяется осадка- не более 0,4 м. Даже если груз удвоить, она не будет превышать 0,6 м.

Теперь вычислим высоту надводного борта. Рассмотрев различные типы весельных суден можно увидеть, что высота борта у центрального шпангоута 0,5-0,8 м. Такое правило обусловлено оптимальной длиной весла и углом его вхождения в воду. Надводный борт чайки не был низким благодаря камышовому снопу, который по чертежу имел приблизительно 2 фута в диаметре, т.е. до 0,6 м. Он не касается спокойной воды и мешает работе весел. Как видим общая высота чайки (приблизительно 1,3 м) практически втрое меньше, чем на историческом эскизе.

… Возвращаясь из похода через Азовское море, казаки волоком перетаскивали в Днепр легкие и низкие чайки, а не корабли четырехметровой высоты, нагруженные многотонным балластом.

По новому рассчитанный корпус теперь уже в полном соответствии с судами-предшественниками и днепровскими челнами, изготовленными позже, по показателям скорости остойчивости и грузоподъемности отвечает своему историческому назначению и историческим аналогам.

Чертеж Боплана

Чайки – задиристые, своенравные птички, готовые на многое ради вкусного обеда. Их существует множество видов, но характер у всех одинаковый. Где обитают эти животные, как предпочитают вить гнезда и воспитывать своих малышей, поговорим в статье.

Описание чаек

Все чайки принадлежат к семейству Чайковых птиц. Наряду с крачками и скиммерами. Существует около пятидесяти видов чаек, встречающихся по всему миру, представленных многочисленными видами. Несмотря на повсеместное использование общего термина «чайки», они располагаются не только в морской, прибрежной или пелагической среде. Большая часть этих птиц прекрасно чувствуют себя, проживая во внутренних средах обитания.

Это интересно! Встречаются они и в заболоченной местности, на территории сельскохозяйственных полей, или даже в городских и пригородных районах вдалеке от берега водоемов. Чаек, в основном, не встретить в крутых горах, самых бесплодных пустынях или плотных джунглях.

Внешность разных видов чаек довольно разнообразна. Окрас животных наталкивал людей во все времена сопоставлять их появление с яркими легендами. Чайки – не исключение. Разновидность этих птиц с оперением розового цвета воистину прославилась. Издавна ходит легенда, что розовые чайки – это красавицы девушки, с которыми расквиталась злая ведьма из-за их неземной красоты. Якобы, она утопила их в розовой воде из зависти, после чего на небе появились розовые птицы – их невинные души, которые и доныне приходят на помощь морякам, попавшим в беду.

Внешний вид

Внешность чайки тесно связана с видовой принадлежностью, ведь у каждого вида свои отличия. Но есть в них и что-то общее. Например, у всех у них длинное, обтекаемое тело аэродинамичной формы. Также почти квадратный хвост и длинные в размахе крылья. Самцы и самочки внешне ничем не отличаются друг от друга. Чайки белого цвета – пожилые представители птиц, молодняк же имеет буроватый оттенок в окрасе.

Это интересно! Вес животного колеблется от 150 граммов до 2 килограммов, в зависимости от вида. Размер – от 30 до 80 сантиметров.

У них средней длины ноги красного или черного цвета и мощный крючковатый клюв . Такая форма необходима для того чтобы можно было удерживать скользкую морскую добычу. Размер птиц колеблется в зависимости от вида. На лапах бывают перепонки. Их наличием могут похвастаться морские представители, у обитателей океана их нет. Окрас чаек контрастный. Белый низ сочетается с темными отметинами на голове и кончиках крыльев птицы. Почти все тело белого цвета, за исключением наличия у некоторых видов маскирующих темноватых полос на спине. Перья чаек водонепроницаемы. Это помогает животному успешно держаться на плаву.

Характер и образ жизни

Чайки – птицы исключительно колониальные. Одна колония может насчитывать до нескольких тысяч взрослых особей и их потомства. Являются ли они оседлыми или перелетными ответить однозначно невозможно. Большинство улетают на время холодов в теплые края, но некоторые остаются вблизи городов, если есть возможность прокормиться на улицах. В отличие от многих птиц, живущих на высоте – чайки летают так же прекрасно, как и передвигаются по суше. Это моногамные животные, заключающие со своей парой союз на долгие годы.

Чайки ведут дневной образ жизни. Большую часть суток они проводят в поиске пищи . Это крайне прожорливые существа, которые в добыче пропитания проявляют немалую смекалку. Например, для того чтобы полакомиться свежим моллюском, запечатанным в плотной раковине, чайка не поленится с раковиной в клюве подняться на высоту, чтобы после бросить его на камень. Панцирь разбивается и, вуаля, кушать подано.

Также чайки ищут еду на улицах города, не боятся людей и даже выпрашивают у них рыбу и хлеб. Эти птицы легко приспосабливаются к любой среде. С раннего утра они кружат над водоемами, лишь к ночи возвращаясь на ночлег в выбранное ранее безопасное место. Такое место должно быть недоступным для хищников и укрыто от пронизывающего ветра.

Сколько живут чайки

В среднем, в дикой природе чайки живут от 15 до 20 лет.

Виды чаек

Около 60 видов птиц относятся к семейству Чайковые. Внешность незрелых птиц сильно разнится с их старшими собратьями, поэтому, рассмотрим видовые особенности взрослых особей. Озерная чайка – один из наиболее распространенных видов. Его голову украшает коричневая отметина на лице с контрастно белым затылком и телом. Это обитатель пресных вод озер и рек, длина птицы составляет около 40 сантиметров, а вес 250-350 граммов.

Малая чайка – размерный рекордсмен. Это самый маленький представитель семейства. Их вес редко превышает отметку 100 граммов, а размер 30 сантиметров. У них полностью черная голова, селиться предпочитают на болотах, реках и озерах. Средиземноморская чайка отличается от других яркими желтыми ногами, радужкой глаза и клювом. Это белоголовые птицы с сероватыми крыльями, вокруг глаз у них красные круги. Селится средиземноморская чайка на побережье.

Реликтовая чайка стоит на грани исчезновения. В теплое время года на совершенно белом теле этой птицы виднеются черные отметины на голове и кончиках крыльев. Зимой же – окрас становится просто белым. У нее ярко красные ноги и клюв. Длина птицы 45 сантиметров. Черноголовый хохотун – особь довольно крупная. Длина его тела достигает 70 сантиметров. Вес богатыря колеблется в районе 2 килограммов. У них серые крылья, белое тело, черная голова и оранжевый, с черной меткой на кончике, клюв. Возле глаза сверху и снизу расположено белое пятно.

Морской голубок – пятидесяти сантиметровая птица, с белой головой, серыми крыльями и спиной . У него изящный красный клюв и лапы. В хвосте и крыльях есть вкрапления черных перьев. Серебристая чайка поражает своей красотой и агрессивностью одновременно. Полуторакилограммовая светлая птица имеет серые крылья и черный хвост. Лапы розовые, клюв желтый, на конце загнутый.

Довольно крупный вид чаек – клуша. Весит она до 800 граммов, вырастает до 55 сантиметров в длину. У нее белое туловище, за исключением серых крыльев. У птицы желтые ноги и клюв, загнутый на кончике, красные круги вокруг глаз. Хохотунья, она же степная чайка, достигает размера 65 сантиметров. Это довольно крупный представитель. Не смотря на свои 1,300 кг, выглядит она изящно и гордовито. Клюв и ноги желтые, тело белое, увенчанное серыми крыльями и черными перьями в хвосте.

Это интересно! Полярная чайка – крупное животное, обитающее в арктических районах. Конкретнее – на севере Гренландии и Канады.

Морская чайка – наиболее крупная из всех. У нее белый окрас, за исключением темно-серых крыльев. У птицы бледные розовые лапы и желтый клюв. На кончике он изогнут и имеет яркое красное пятно. Чернохвостая чайка близка по размерам к сизой – 75 сантиметровой птице. У нее белые грудь, живот, спина и голова. Хвост чернохвостой чайки украшает четкая смоляно-черная линия. Особенно красив ее клюв, имеющий на кончике красную и черную отметины.

Вилохвостая чайка вырастает до 35 сантиметров. У нее есть интересная особенность: во время брачного периода голова животного окрашивается в темно-серый цвет. По прошествии этого времени она снова становится белой. Тело белое, крылья серые, в хвосте есть яркие черные перья. Белая чайка живет в Арктике. Белое пятно ее тела разбавляют черные лапы и желто-зеленый клюв.

…ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками»…
Эмилио Дасколи, «Описание Чёрного моря и Татарии», 1634 год

Запорожские казаки были выдающимися воинами: умелыми, хитрыми, терпеливыми. А уж отважными – до полного безрассудства. Об этом часто говорят, и нельзя сказать, что только из патриотизма. Приведённая оценка – это сборная цитата из записей иностранных хронистов того времени. Приятно, когда твоё мастерство признают благодарные потомки, но вдвое большая честь – когда его признал враг, с которым ты воюешь. Казаки удостоились такой чести.

Быть хорошим воином в случае казаков означало быть хорошим моряком. На суше украинцы воевали только с поляками. С татарами и турками приходилось иметь дело на море. И если с Польшей можно было как-то договориться, то с Османской империей и Ханством – нет. Это были враги навсегда. Казаки твёрдо знали, что их морской бой никогда не закончится. Что ж, если речь идёт о выживании – все средства хороши.

Лучшая стратегия в подобной войне – упреждающий удар. Казаки не стеснялись наносить такие удары. «…по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в море и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищенных крепостями, – не мог поверить своим глазам доминиканский аббат Эмилио Дасколи. – На море ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками», особенно в тихую погоду».

Чайкой в шестнадцатом-семнадцатом веке называли казацкое военное судно. Дасколи не преувеличивал – это слово понимали и одинаково произносили на всех языках, бытовавших на берегах Чёрного моря. Когда его выкрикивали на палубе турецкого корабля, экипаж начинал молиться Аллаху.

Чайки нельзя было назвать последним словом судостроения. Они изготовлялись просто, даже примитивно, чему очень удивлялся французский инженер Гийом Боплан, оставивший подробные сведения о чайках в «Описании Украины» 1660 года. Эта простота и была залогом ходкости и маневренности, из-за которых казацкие лодки прозвали в честь птиц. Строительство начиналось с того, что из липового, дубового или вербового ствола выдалбливали киль – основу будущей лодки. По бокам к килю прибивали ярус досок, к нему – следующий, и так далее, надстраивая борт судна, пока он не достигал трёх с лишним метров в высоту. Длина готового корпуса могла быть от 15 до 20 м., ширина составляла 3,5 — 4 м. Плотно сколоченный борт тщательно просмаливали.

Корма и нос чайки не различались: «Сии суда имеют руль и с носа, и с кормы», – изумлялся Корнелиус Крюйс, адмирал Петра I. Это помогало мгновенно, без разворота менять курс на противоположный, всего лишь начав грести в обратную сторону. Палубы не было, казаки ходили прямо по днищу, а для гребцов делали скамьи, сажая по два человека на весло. Вёсел на чайке было от 10 до 15 пар. На судне делали гнездо для установки мачты, но не ставили её сразу, а возили с собой в разобранном виде. Складная мачта стала одним из тех изобретений, которые так проклинали турки. Без мачты чайку нельзя было заметить издалека – борт поднимался из воды на 75 см, или чуть больше, а казаки, завидев врага, могли пригнуться или лечь на дно.

Но настоящим кошмаром для турок стала другая выдумка: снаружи вдоль борта чайки шёл толстый «пояс» из вязанок камыша – более полуметра в диаметре. В таком количестве лёгкий камыш держал лодку на плаву, даже если она была заполнена водой. Турецкие корабли не могли потопить чайку ни с первого ядра, ни с десятого, а больше они выпустить не успевали – казаки уже были у них на борту. Обстрел в упор из ружей тоже не приносил успеха – пули вязли в камыше, за которым прятались моряки. Камышовый «спасательный круг» давал возможность затопить чайку у поверхности в укромном месте, уйти в поход, а потом прийти и вытащить её из воды несколько дней спустя. Турки, постоянно привязанные к своим кораблям и слишком заметные из-за них, только мечтали о такой свободе.


Другим предметом зависти турок была быстроходность чаек. Казацкие лодки запросто развивали скорость в восемь узлов на одних только вёслах. Путь от устья Днепра до турецкого порта Анатолии – то есть, через всё Чёрное море – казаки проделывали за 35 — 40 часов. Турецкие галеры на их фоне выглядели медлительными и неповоротливыми. Можно понять Дасколи, писавшего: «Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью «чайками» не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле». Казаки, конечно, были отважны. Но галер они не боялись не поэтому.

У казаков не было верфей в промышленном смысле этого слова – таких, какие были в Османской империи. Их отсутствие приходилось восполнять инженерной изобретательностью. Над одной чайкой работали 60 мастеров – зато справлялись за две недели. Казаки могли потерять весь флот, и за месяц построить новый. В их распоряжении не было имперских ресурсов – чайка, наверное, самый экономный корабль в истории судостроения. Кроме дерева, на неё шло две бочки смолы, около 210 кг железа, чуть больше 40 м каната и 140 м всякого шнура и верёвки, чтобы привязать к борту камыш. Турки на одну галеру тратили полторы тонны железа и 1,7 тонны каната – на снасти, которые их всё равно не спасали.

Каждое казацкое судно было вооружено несколькими фальконетами – пушками калибра 45 мм. Но главным на чайке – тем, что делало её вёрткой, опасной, внезапной – были моряки. Разместившись по 50-70 человек на одном судне, они налетали на всё, что двигалось в Чёрном море, и оставляли после себя лишь горящие остовы. Абсолютным военным триумфом по праву считается операция 1652 года, когда 1000 казаков на чайках напали на Стамбул, разгромили порт, опустошили окрестности и скрылись со 150 пленниками. В погоню было пущено десять турецких военных кораблей. При попутном ветре корабли – редкий случай – настигли флотилию чаек, переполненных добычей. Но казаки потопили большую часть судов, а остальные разогнали. Один турецкий хронист даже писал, будто… Впрочем, это – уже другая история.

Несмотря на то, что в Европе военные флоты активно ис-пользовали паруса, а борта кораблей буквально ощетинивались пушками, на побережье Чёрного моря, в обшир-ных степных районах, лежащих за порогами Днепра и в рай-оне реки Дон, кораблестроение развивалось по особому сценарию. Здесь, на землях, контролируемых казаками, из-вестная еще со времен Киевской Руси ладья последний раз обрела новую и долгую жизнь.

Казачий струг — прямой потомок

Технология строительства славянской ладьи была край-не простой и дешевой, но в то же время корабль получился весьма эффективным. Несмотря на многие достоин-ства, ладья обладала и целым рядом недостатков. Главный из них — ее размеры больше подходили для плавания по крупным реками и морям. Но для многих целей такие размеры были неудобны-ми.

Поэтому примерно в 1054 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019—1054 гг.) в написанном под его руководством первом сборнике законов Киевской Руси «Русская правда» впер-вые был упомянут струг — маленькая ладья, скользящая по волнам.

Казацкие струги первоначально стро-ились как ладьи небольших размеров, своего рода заме-на челну, но на более высо-ком технологическом уровне.

Различия парусников

Примерно в это же время сло-ва «струг» и «челн» начинают употребляться и в фольклоре как синонимы. Но постепенно струг увеличивается в разме-рах, в том числе для того что-бы выходить в открытое море. В итоге большое количество разнообразных по размерам и конструкции древнерусских корабликов начинают бороз-дить водную гладь. В целом струг представлял из себя преимущественно пло-скодонный парусно-весель-ный корабль длиной от 20 до 45 м и шириной от 4 до 10 м.

В отличие от ладьи он имел более вытянутый корпус, за-частую с прямой — транце-вой — кормой. На нем была оборудована примитивная каюта — чердак (так называемые чердачные струги). Но главное — удалось сде-лать мачту убираемой, поэтому струги могли ходить как на веслах, так и под парусом. Скорость и маневренность стругов также различались в очень широких пределах. Наиболее маневренные и скоростные из них, развивавшие при попутном ветре скорость (до 13 узлов, назывались ертаульными. При этом, где бы ни строился струг, он одинаково хорошо держался и на реке, и в прибрежной части моря.

Универсальный струг

Донские казаки первыми стали использовать это за-мечательное свойство струга, превратив его в настоящий универсальный боевой корабль, хоть и очень маленьких размеров. Не отказался от стругов и молодой регулярный Рос-сийский флот. Было органи-зовано их поистине массовое строительство на быстро созданных и, естественно, плохо оборудованных верфях в очень короткие сроки. Достаточно вспомнить, что перед первым неудачным Азовским походом Петра I в 1695 г. за полгода был по-строен 1291 струг, а к сле-дующему, успешному походу 1696 г. — уже 1300!

Будучи универсальными при-брежными кораблями, струги в основном перевозили войска до 80 пехотинцев на борту и грузы. Однако вооруженные мелкокалиберными пушками струги могли стать серьезными противниками и для крупных кораблей неприятеля, взду-мавших атаковать побережье Российской империи. Как следствие, на регулярной ос-нове строились они вплоть до начала XIX в., а казаки и купцы продолжали строить струги и торговать (а иногда и вое-вать) на них как минимум еще столетие.

Уникальный образец - запорожская чайка

Представители возникшего в конце XV в. на землях вос-точной Украины запорожского казачества разработали ориги-нальный и крайне эффективный тип боевого струга, получив-ший название чайка или шайка (в последнем случае так назы-вали чайку малых размеров).

Технология строительства чай-ки была предельно упрощена по сравнению не только с ладьей, но и с уже привыч-ным стругом. Уменьшились и ее размеры: длина, как пра-вило, не превышала 21,3 м. а ширина — 4 м. При этом чайка могла принять на борт 40-70 вооруженных казаков, 2-6 мелкокалиберных фальконетов и изрядный запас продовольствия, воды и боеприпасов, позволявший кораблю и его экипажу действовать в открытом море до двух месяцев.

Мачту с единственным легким прямым тканым парусом не только сделали съемной и скла-дывающейся, но и предусмо-трели возможность ее установ-ки как строго в центре корпуса, так и ближе к носу или корме в зависимости от ситуации.


Тем самым обеспечивалось варьирование скоростных дан-ных корабля в очень широких пределах, и открывались уни-кальные тактические возмож-ности. Например, стандартной тактикой запорожцев при ата-ке господствовавших тогда на Чёрном море турецких греб-ных или парусных кораблей был поиск противника при убранной мачте. Этим обеспе-чивалась незаметность чайки и неожиданность ее атаки, которую казаки могли прово-дить, либо дружно управляясь веслами (от 10 до 20 пар), либо идя на противника под парусом. В первом случае турецкие корабли неминуемо ждал абордаж, а во втором — атака с применением пушек и ружей.

Превосходство

При этом чайка обладала из-рядной непотопляемостью. По бортам верхней части ее корпуса навешивались легкие связки камыша, лыка или пру-тьев боярышника, служившие защитой от вражеских стрел и пуль. Но главным их пред-назначением было держать корабль на плаву, даже если весь корпус будет заполнен водой.

А вообще корпус чай-ки. несмотря на свою про-стоту и примитивность, был настолько устойчивым к проникновению воды, что запорожцы могли перевора-чивать чайку вверх дном идти на ней близ берегов, так на почти всплывшей под-водной лодке, чем вводили в заблуждение противников и под покровом ночи незамеченными проникали в хорошо охраняемые врагами гавани.

Гетман Пётр Конашевич Сагайдачный

Украинская военная история явила миру многих талантли-вых полководцев, в том чис-ле и с гетманской булавой. Среди них особо выделяется знаменитый гетман Пётр Конашевич Сагайдачный (1582—1622 гг.).


В историю Украины Сагайдачный вошел не только как знаме-нитый руководитель, дипломат, просветитель и полководец. Куда более знаковыми, на наш взгляд, могут считаться организованные и успешно проведен-ные им морские походы против одной из самых сильных тогда держав мира — Османской империи. Став гетманом весной 1616 г., Сагайдачный задумал нанести по Блистательной Порте (так тогда в Европе называли им-перию турок) сокрушительный удар в очень уязвимое место — по г. Кафе (нынешняя Феодо-сия). В то время это была не только мощнейшая крепость и база турецкого флота, но и колоссальный рынок славян-ских рабов-христиан.

В июле 1616 г. флотилия из 150 чаек, на которых нахо-дилось до 6000 запорожцев, стала спускаться вниз по Днепру. На выходе в Чёрное море казаки встретили эскадру турецких галер, сразу же атаковали и разгромили ее. Затем часть чаек отправились назад — это был обманный маневр для турок. А осталь-ные, используя паруса и вес-ла, без остановок направи-лись к Кафе. Через 2 дня — 22 июня 1616 г. — около 120 чаек с 4000 казаков не-ожиданно обрушились на турецкую твердыню. Через 6 часов боя город был взят, а турецкий флот наполови-ну уничтожен и наполовину захвачен. Запорожцы ос-вободили несколько тысяч пленников-христиан и на захваченных у турок галерах отправили их домой. Но плен-ных было настолько много, что размещать их пришлось и на чайках, из-за чего казаки вынуждены были выбросить значительную часть захвачен-ных у турок трофеев.


Кафа — самая знаменитая мор-ская операция запорожских казаков, проведенная под руководством гетмана Сагайдачного.

Противостояние казаков и турков

Турки попытались скопировать чайку, создав ее вариацию, получившую название кирлангич («ласточка»). Это был скоростной парусно-гребной корабль длиной до 22 м, шириной до 7,6 м. Изначально был взят курс на создание скоростного корабля по принятым для большого коралестроения технологиям, в результате чего он получился намного более тя-желым, чем чайка, и с куда большей осадкой в 2,4 м против 1-1,5 м. Однако прочная конструкция по-зволила поставить на «ласточку» две мачты с косым парусным воору-жением. Теоретически это должно было обеспечить кораблику высокую скорость и возможность двигаться при любом ветре. На практике же кирлангич по всем статьям уступал чайке и потому получил крайне ограниченное распространение.

Однако она была далеко не единственной. Еще будучи простым казацким полковником, Пётр Сагайдачный со своими запорожцами с 1603 г. изрядно портил жизнь туркам. География и дерзость морских походов казаков по-ражают.

Хронология походов Сагайдачного

1603 г. — морской поход на Варну. Запорожцы взяли кре-пость, которая считалась в то время неприступной, уничтожи-ли все ее укрепления и корабли, стоявшие на рейде. Были захва-чены значительные трофеи и 10 турецких галер целыми и с экипажами. Разгневанный султан приказал перегородить железной цепью реку Днепр в районе острова Тевани, чтобы заблокировать казаков. Но тщетно.

1608 г. — казаки под руковод-ством Сагайдачного осуществи-ли комбинированный сухопут-ный и морской поход на Крым-ское ханство, в ходе которого захватили Перекоп и Очаков. Расположенные в этих городах турецкие крепости были уничто-жены.

1608-1609 гг. — на 16 чайках запорожцы Сагайдачного со-вершили успешный поход в устье Дуная, напав на турец-кие крепости Белгород, Килия и Измаил.

1612 г. — флотилия Сагайдач-ного из 60 чаек совершила успешный поход к болгарскому побережью, уничтожив крепости Гёзли, Бабадаг, Варна и Месембрия.

1613 г. — казаки совершили два успешных похода в устье Дне-пра, разбив турецкую флотилию и захватив 6 новеньких турецких галер.

В августе 1614 г. казаки дей-ствовали уже у турецкого по-бережья. В итоге была захва-чена крепость Трапезунд и осажден Синоп. Хотя не уда-лось взять крепость целиком, был уничтожен весь турецкий флот из галер и галеонов, сто-явший на рейде.

Наконец, в 1615 г. сама сто-лица Османской империи, Стамбул, ощутила на себе мощь казацкого оружия. К городу с двух сторон (то есть со стороны Чёрного и Мраморного морей) подош-ли 80 казацких чаек и сожгли весь турецкий флот, стоявший в гаванях Мизевни и Архиоки (предположительно около 200 кораблей). Турецкий сул-тан приказал догнать и унич-тожить запорожцев. Но у ос-трова Змеиный те устроили турецкому флоту засаду, нанесли поражение и ушли к Очакову. Туда подошла вторая турецкая флотилия, которую казаки просто унич-тожили. Ее командующий — адмирал Али-паша — попал в плен. Как видим, под руководством знаменитого украинского гетмана-флотоводца запо-рожские чайки стали поистине хозяевами Чёрного моря.

Хотя после смерти Сагайдачного масштабных морских походов против Османской Империи казаки не предпри-нимали, практически любой выпад Блистательной Порты против них на море заканчи-вался плачевно для турецкого флота.

Ладья для торговых целей - байдак

Нельзя не сказать о том, что развитие конструкции струга преследовало и другие, куда более мирные цели. В резуль-тате появился байдак, или байдак днепровский, первые сведения о котором относятся к XVI в.

Это было преимущественно речное судно, созданное по технологии чайки, но с большими развалом и высотой бортов, благодаря чему обеспечивалась изрядная для незначительных размеров самого корабля грузоподъем-ность в 160-290 т. При этом размеры байдаков, как и стругов, варьировались в широких пределах: длина — 36-60 м, ширина — 13-25 м и высота борта от 1,3 до 3,8 м, а иногда 5 м. Но почти всегда неиз-менной оставалась осадка, варьирующаяся в пределах 1-1,5 м.

Конструкция Штерна: 1 — перо; 2 — штерновый гак; 3 — вертлюг; 4 — ахтерштевень; 5 — борт

Носовая и кормовая части корпуса байдака были заужены для придания ему лучшей мореходности, он часто оснащался штернем, или, как его тогда называли, кормилом, — специальным устройством для обеспечения обратного курса или его из-менения.

«На море ни один корабль не находится в безопасности,
если встретится с чайками»
Эмиллио Дасколи

Э тот румб посвящен необычным ладьям, получившим имя "Чайка" за скорость, маневренность и надежность. Как бесстрашные птицы улетают на десятки километров в открытое море, так и украинские лодки-ладьи уходили от своих поселений в дальние походы. "Чайки" непосредственно связаны с Украиной и ее народом, столетия боровшимся за свободу и независимость.

У краина, как государство, берет свое начало в Киевской Руси - государстве, образовавшемся во второй половине IX столетия. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в процессе исторического развития восточно-славянских народов; но пала, раздираемая внутренними противоречиями и ударами монголо-татарских орд.

В результате ослабления Киевской Руси, ее земли попали под влияние Литвы и Польши. Разорительные нашествия Золотой Орды, позже султанской Турции и ее вассала - Крымского ханства, а также господство польских, литовских, венгерских феодалов вели к обнищанию украинского народа и его исходу на необжитые земли.

С середины XV века таким прибежищем стали низовья реки Днепр, где была основана Запорожская Сечь военизированное городище свободных поселенцев. Поселенцы получили общее имя - казаки, что означает в переводе с тюркского языка "вольные люди". На днепровских островах и в плавнях казаки сооружали охранные укрепления засеки, откуда и появилось слово "Сечь".

Запорожская Сечь - это не что иное, как Запорожское укрепление. Сечь вела постоянную борьбу с турецко-татарской агрессией. Казаки совершали постоянные набеги на Крым и доходили по Черному морю до пределов Турции. Основной единицей военной казачьей организации был полк во главе с кошевым. В казацкий полк входили как конные, так и пешие воины. Он оснащался стрелковым оружием и артиллерией. Для участия полка в походе строились вместительные и быстрые ладьи -"чайки".

Обратимся к "Описанию Черного моря и Татарии", которое было составлено доминиканским аббатом Эмиллио Дасколи, префектом Каффы в 1634 году.
"На крайних пределах Руссии есть скалы и леса, образующие как бы остров на реке Днепр, где живут россы, называемые иначе казаками. Дабы мстить татарам, ежегодно набегавшим на их земли с целью грабежа, стали последние тридцать лет спускаться на выдолбленных челнах в Черное море, причиняя немало вреда прибрежным местам Татарии.

На море они вначале завладевали маленькими судами и, поощряемые удачей в своих предприятиях, с каждым годом стали забирать все большие суда и в большем количестве, и, наконец, дошли до того, что десять лет тому назад триста челнов вышли в море и сразились с целым флотом падишаха.

По словам всех очевидцев, если бы в день битвы была тихая погода, то ни одна галера турок не вернулась бы обратно. Однако, поднявшаяся сильная буря разметала "чайки", и туркам, идущим под всеми парусами, удалось потопить несколько. Однако с тех пор и по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в морс и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищенных крепостями. На морс ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с "чайками", особенно в тихую погоду.

Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью "чайками" не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле. Всего три года тому назад они забрали две большие галеры и преследовали остальные. Ладьи-"чайки" длинноваты, вмещают до 50 человек и могут двигаться как на веслах, так и под парусами. Дабы они могли выдерживать жестокие бури, их обвязывают вокруг бортов камышом, который поддерживает их на воде".

Эмиллио Дасколи сравнивал казацкие "чайки" с фрегатами, но не трехмачтовыми военными кораблями, ставшими основой флотов морских держав XVIII века, а с небольшими, беспалубными судами, управляемыми латинским парусом и 8 - 10 веслами.

"Фрегаты эти быстроходны, поворотливы и довольно схожи с "чайками" казаков". Другие современники отмечали, что "чайки" - суда грубой работы речной техники, державшиеся на воде во время шторма благодаря снопам камыша, и что ходили в море на таких простых лодках только отчаянные люди, и только в летние месяцы.